Фильм «Приходите завтра» — это прежде всего главная героиня Фрося Бурлакова: живая, талантливая девушка «из народа», приехавшая (как приезжали и приезжают по сей день) из деревни, чтобы покорить столицу, стать артисткой, певицей.
Действительно, актрису Екатерину Савинову, её сыгравшую, знают немногие. Хотя судьба её была одной из самых трагических в мире кино 50-60-х гг. ХХ в.
Екатерина Савинова и Виктория Лепко. Кадр из фильма «Колыбельная», 1962 год
Фильм, вышедший на экраны в начале 1963 г., имел оглушительный успех. Меньше чем за год его посмотрели 15,4 млн человек. Савинова получила приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале и звание заслуженной артистки РСФСР. В 1964 г. сыграла кухарку Матрёну в «Женитьбе Бальзаминова». А дальше… Савинова, обладающая необыкновенными талантами и актрисы, и певицы с уникальным оперным голосом в три с половиной октавы, так и осталась в истории нашего кино Фросей Бурлаковой. Бог отвёл ей всего лишь 43 года жизни.
Статья по теме
«Почётная казачка». Актрисе Элине Быстрицкой — 85 лет
Фрося была первой главной ролью в кино для 34-летней актрисы. Сценарий сочинил вместе с ней и для неё и сам снял фильм её муж, сокурсник по ВГИКу, ставший известным кинорежиссёром, Евгений Ташков (автор телесериалов «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства», экранизации «Подростка» Достоевского). Он просто не мог больше видеть, как в течение 13 лет Катя сидела совершенно невостребованная.
Судьба её, деревенской полунищей девчонки с Алтая, во многом стала и судьбой её героини. Фросина родная деревня Ельцовка соимённа родному селу Савиновой, а Савиновы, только с ударением на втором слоге, — это деревенские соседи Фроси по фильму.
Правда, в отличие от Фроси в институт (ВГИК) Катя, еле-еле добравшись до столицы (денег на билет не было), не поступила. Ей сказали: «Вы не для кино».
Пойти бы ей в певицы, но она мечтала о кино. Пошла в землеустроительный. Но через полгода — снова во ВГИК. Из 3 тыс. отобрали 40, оставили 20. Савинову отметили сразу: чудо, самородок, талант от Бога! Ещё учась, она получает приглашение во МХАТ. Но — отказывается, поскольку видит себя только на киноэкране. Лишь много позже она поймёт: «Кино — это дьявол, который забирает душу». Поймёт, что, выбрав кино, а не сцену, не оперу, сделала, возможно, роковую ошибку в жизни.
Екатерина Савинова. Фото: www.russianlook.com
Хотя началась её кинобиография превосходно — 22-летнюю студентку ВГИКа взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев, всемогущий глава «Мосфильма». Она сыграла Любочку, подругу главной героини (Клары Лучко): «лицо в форме солнышка», как о ней говорили, и такая же солнечная белозубая улыбка, пухлые губы и прелестные ямочки на щеках в обрамлении натуральных белокурых волос. Уникальная смесь «голливудских стандартов» и яркого типажа русской красавицы. А уж голос! «Ой, цветёт калина!» — запела тогда вся страна.
Не от мира сего
«Не от мира сего» – рабочее название фильма «Приходите завтра…», прославившего Савинову. Как и сам сюжет, эти слова — про неё. Невозможно определить, была она более талантлива как актриса, или её чудесный голос отодвигал артистический талант на второй план. Хотя маленькая Катя с ранних лет удивляла и восхищала всех именно пением, она хотела стать актрисой: любила читать стихи, отрывки из прозы, участвовала в школьных спектаклях. Но думала не о театре (пусть даже столичном), а мечтала о кино.
Насколько реальной была эта мечта? Она родом из сибирской деревни, началась война… Без преувеличения, это была несбыточная мечта.
Роковые «Кубанские казаки». Начало карьеры
Первой заметной ролью Савиновой в кино стала Любочка в фильме «Кубанские казаки». Снимал картину маститый режиссер Иван Пырьев, директор Мосфильма. Казалось, все складывалось как нельзя лучше? Но однажды в кулуарах за молоденькой симпатичной актрисой решил приударить сам мэтр… Екатерина, не задумываясь, дала ему пощечину. И этого Пырьев ей так и не простил.
После «Казаков» у Савиновой были роли – но все проходные, не главные… Поговаривали, что именно всесильный Иван Александрович сделал негласное распоряжение – не снимать!
При этом Екатерине сразу после выпуска – единственную на курсе – приглашают сразу во МХАТ! Но девушка отказывается, веря – единственное ее предназначение в жизни – это кино. Она отчасти «зарывает в землю» и свой певческий талант – поступает и заканчивает престижнейшую Гнесинку, но отказывается от эстрадной карьеры певицы. А ведь ей предлагали сразу оркестр и гастроли по всему Союзу! Голос у Кати и правда был просто замечательный – между прочим, в фильме «Приходите завтра» она поет сама, и можно оценить масштабы – целых три с половиной октавы!
Всё было, как в кино. Начало биографии
Екатерина Фёдоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года. Место рождения – село Ельцовка в алтайской глуши. Отец с матерью – простые крестьяне, в семье было четверо детей.
Катя окончила школу в 1944 году, ещё не окончилась война, а она решительно заявила, что едет в Москву, учиться на артистку!
«Приходите завтра…» – единственный известный фильм, где актриса играет главную роль. Картина – отражение биографии Екатерины Савиновой, рассказ о её первых днях в столице. Так же, как Фрося, Екатерина не знала сроков сдачи экзаменов и приехала в Москву, когда приём во ВГИК был окончен. Катя была неправдоподобно простодушна и наивна: настоящая «деревенщина». Первый раз она увидела поезд, когда отправилась в столицу, и страшно испугалась. Клара Лучко, хорошо знавшая Савинову, вспоминала, как часто поражала всех Катя: удивлялась при виде ванны и душа, лишь в Москве увидела телефон… Однокурсники смеялись над ней: кто добродушно, кто с издёвкой.
У Екатерины не было часов: она узнавала время через справочную-автоответчик, и была поражена, когда ей сказали, что отвечает машина. «Мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» — также не выдуманные фразы. Правда, в отличие от героини фильма, Кате было нелегко поступить в желанный вуз. Однако она была невероятно настойчива и добилась своего. Её преподаватель как-то заметил, что из множества знакомых ему талантливейших людей, Станиславский и Савинова были самыми преданными искусству.
Начало конца
В конце 1960-х годов болезнь начала прогрессировать. Катя слышала голоса, которые приказывали ей пойти и убить себя, грозя в случае неповиновения страшными карами ее близким… Несчастной женщине приходят в голову страшные мысли – все плохо, она никогда не добьется успеха, все тщания напрасны, и она лишь обуза для своего мужа… Екатерина чувствовала себя виноватой и, разумеется, не раз жалела, что отказалась от МХАТа, от карьеры певицы. Но было уже поздно. Из-за болезни актриса то увольняется из Театра киноактера, то вновь восстанавливается – ей кажется, что здоровье к ней вернулось… Савинову начинают считать эмоционально нестабильной. Актрису и раньше редко приглашали на съемки, теперь же предложений практически не было – а вдруг приступ начнется прямо во время процесса?
Не сказав никому ни слова, в 1970 году Савинова уезжает в Новосибирск погостить к сестре Марии. Оттуда она пишет письма мужу и сыну с просьбой не волноваться – она отдохнет и вернется. Но сама Катя знала, что вернуться домой ей не суждено…
Целыми днями женщина бродила по городу, иногда заходила в храм, пела своим чудным голосом на клиросе. А тем временем в голову все чаще приходит мысль о спасительном самоубийстве, которое сразу бы разрешило все проблемы. Шла пасхальная неделя, и Екатерина решила подойти к священнику с вопросом – грех ли убить себя? «Разумеется, да» — ответил служитель церкви. Но женщина вспомнила – как-то ей говорили, что на Пасху прощаются все грехи. «Надо успеть!» — подумала Катя.
ВГИК, или… нет, только ВГИК!
Сначала было это самое «или». Приехав в Москву в августе, Екатерина смогла поступить только в Землеустроительный институт. Через полгода ей повезло: приняли на курсы Василия Ванина, проводившиеся в желанном ВГИКе, и наконец-то Катя начала учиться «на артистку». Скоро Ванин пришёл к выводу, что она не подходит для киноролей — нефотогеничная внешность. Катя была невысокого роста, с крепкой крестьянской фигурой и круглым лицом, простецкими манерами. Но преподаватель заметил её замечательный актёрский талант и уникальный голос, поэтому порекомендовал забыть про кино и стремиться к театральной или оперной карьере.
Екатерина Савинова
Перезахоронение Екатерины Савиновой
Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.
На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»
Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.
Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.
На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.
Нетленное тело Екатерины Савиновой
На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.
Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.
Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.
На фото: Памятник на новой могиле актрисы
После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.
Злой гений
В первые послевоенные годы стране было не до развлечений: снимали не более 10 фильмов в год, этот период получил название «Малокартинье». В волшебный мир кинематографа Савинова попала быстро и легко — дебютировала в кино ещё студенткой в 1949 году. Роль Любочки в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева была бы большой удачей для любой начинающей актрисы. Если бы…
Савинова в «Кубанских казаках»
… Пырьев не был страстным любителем женского пола и не требовал благосклонности от каждой молодой актрисы.
… Савинова не отвергла его домогательств, привселюдно влепив ему пощёчину.
… Савинова не была так горда и простодушна, сумела бы сдержать негодование, а Пырьев был джентльменом и простил ей обиду.
Если бы… Произошло то, что происходило со всеми слишком строптивыми актрисами: властной рукой председателя Союза кинематографистов СССР и директора Мосфильма Пырьев занёс имя Савиновой в чёрный список. Режиссёры не могли добиться разрешения её снимать. И не всегда пытались, так как влияние Пырьева было невероятно сильно, и существовала вероятность самому впасть в немилость. Современники вспоминали, что режиссёры мгновенно отказывались от желания приглашать какого-либо опального актёра, как только Пырьев спрашивал: «Кого-кого ты надумал снимать?»
Её участью стали эпизодические роли, настолько незначительные, что имя Савиновой часто не указывалось в титрах,а в 1952 году она поступила в Театр-студию киноактёра. Но и здесь долго не получала заметных ролей. Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины Савиновой.
Фильмография
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1953 — «Чук и Гек»
- 1953 — «Алеша Птицын вырабатывает характер»
- 1953 — «Таинственная находка»
- 1955 — «В один прекрасный день»
- 1958 — «Человек с планеты Земля»
- 1960 — «Колыбельная»
- 1963 — «Приходите завтра…»
- 1964 — «Ко мне, Мухтар!»
- 1964 — «Женитьба Бальзаминова»
- 1965 — «Дорога к морю»
- 1965 — «Дорога к морю»
- 1968 — «Зигзаг удачи»
- 1968 — «Жажда над ручьем»
- 1970 — «Расплата»
Личная жизнь актрисы
Актрисе повезло в личной жизни: муж Екатерины Савиновой, Евгений Ташков, любил её и поддерживал, именно благодаря его усилиям появился фильм «Приходите завтра». Катя и Женя познакомились в институте — они были однокурсниками, чем-то похожими друг на друга: простые и скромные, оба из деревни. Сначала была скорее «правильная» комсомольская дружба, чем бурный роман, обычный для актёрской среды. Вместо букетов Женя подкармливал Катю, а она старалась угостить чем-нибудь его в трудные послевоенные годы — это было проявлением настоящей любви.
На фото — Екатерина Савинова с мужем и сыном
Триумф Фроси Бурлаковой
В конце концов Евгений Ташков сделал для жены невозможное – он становится автором будущего шедевра – того самого фильма «Приходите завтра…». Над сценарием они работают вместе – Екатерина Савинова становится автором многих сцен фильма. Она даже дает своей Фросе фамилию – в честь подруги детства.
Благодаря совместным усилиям Савиновой и Ташкова, фильм становится настоящим хитом уже на следующий день после выхода на экраны. А песню «Вдоль по Питерской» зрители до сих пор помнят исключительно в исполнении Савиновой – хотя какие только звезды ее не пели.
Но успех пришел слишком поздно.
Самое интересное
Знаменитые актрисы, которым не стоит открывать свои ноги (13.02.2020)
Поклонница Джоли сделала множество операций, желая походить на актрису (15.12.2017)
Поженились они после окончания института, в 1951-м году. Получили комнату в коммунальной квартире, в которой жили ещё две актёрские семьи. Савинова долго ждала главных ролей в кино и не планировала становиться мамой: только в 1957 году в личной жизни Екатерины Савиновой и ее мужа произошло долгожданное событие — супруги обрели семейное счастье с рождением долгожданного сына. Андрей Ташков также стал известным актёром театра и кино.
Самоубийство ли
Похоронили актрису в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. В 2006 г. состоялось перезахоронение ее тела на освященную часть кладбища. Хотя самоубийц там хоронить запрещено, церковь, учитывая ее диагноз, посчитала причиной ее смерти болезнь, а не добровольное решение находящегося в здравом уме человека. На ее могилу до сих пор приходят поклонники, принося цветы и фотографии.
Для них она навсегда останется Фросей – бесконечно талантливой певицей и актрисой всего одной, но гениальной, роли. И множества несыгранных, которые мы так и не увидим.
Волшебный голос
Савинову время от времени приглашали на пробы: она успешно их проходила, ее утверждали на главные роли. Через некоторое время звонили сотрудники киностудии, и в который раз она слышала: «Извините». У Екатерины был удивительный, неповторимый голос, диапазон которого составлял три октавы. Она решила учиться дальше, её приняли в институт имени Гнесиных. Почему бы ей не сделать карьеру певицы, ведь поступали очень заманчивые предложения, например, создать свой ансамбль с возможностью прославиться на эстраде? А недостижимая для многих мечта — приглашение в труппу Большого театра? Нет и нет, Екатерина Савинова – киноактриса.
Студентка звездного курса
Дождавшись экзаменов, Катя становится студенткой ВГИКа. Пришлось выдержать серьезный конкурс – после войны в вузы едет множество молодых артистов, мечтавших о сцене. Многие – с опытом фронтовых выступлений. Это был по-настоящему звездный курс – однокурсниками Савиновой были Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов. Но из всего курса только ее приглашают в труппу МХАТа.
Казалось бы, вот и успех. Но Катя отказывается. Она хочет работать только в кино. Переубедить ее, кажется, невозможно ничем – предложения работать в Большом театре и на эстраде она отвергает с той же решимостью.
Однако именно этот путь становится для нее роковым.
Звёздная роль
К 33 годам она так и не сыграла ни одной заметной роли… Евгений Ташков принял решение снять фильм о жене и для жены. К тому времени он стал известным кинорежиссёром и мог настаивать на своём. Для сценария он взял самый избитый и пошлый сюжет, какой только пришёл в голову: деревенская девушка, приехавшая покорять столицу, а, может, весь мир. Режиссёр вспоминал, каким отвратительно бездарным получился первый вариант сценария, и ему полностью пришлось переделывать сюжет и диалоги. Катя помогала мужу: предложила внести множество интересных эпизодов, основанных на случаях из жизни. У неё была замечательная способность запоминать события до мельчайших подробностей.
Савинова в фильме «Приходите завтра»
Сценарий писался для Савиновой и под Савинову и было очевидно, что она идеально подходит на роль Фроси. Однако Ташкову настоятельно рекомендовали заменить актрису на более талантливую и молодую: 34-летняя Екатерина должна была играть 18-летнюю Фросю. Этим юным дарованием должна была стать жена оператора: снимая пробы, он постарался показать Савинову в плохих ракурсах. В результате режиссёр поменял оператора. Тем не менее съёмки не могли проходить на Мосфильме, где царствовал Пырьев.
Съёмочная группа выехала в Одессу. Но и на Одесской киностудии режиссёр долго не мог приступить к работе: директор студии опасался немилости московских киновластей. Когда отсняли более половины ленты, нагрянула проверка из Москвы. Заключение комиссии было неутешительным, но ожидаемым: остановить съёмки, так как фильм не представляет никакой художественной ценности, актриса — бездарность… Ташков вынужден изощряться, чтобы продолжить работу и делает «ход конём» — сам сообщает начальству о приличных затратах на создание фильма и приостановке съёмок без уважительных причин. Что же, народные деньги пропадут по произволу неграмотных чиновников? Упоминание о разбазаривании бюджетных средств оказалось действенным: киноначальство дало «добро» закончить фильм. И это не все неприятности трудной дороги ленты на пути к широкому экрану: она пролежала на полке полгода и чудом избежала запрета на прокат.
Фильмы
Первым опытом актрисы в кино стала роль Кати в фильме «Страницы жизни». В титрах актрису не указали, поэтому дебютной до сих пор считается Любочка, которую Екатерина сыграла в «Кубанских казаках». Фильм рассказывал о жизни колхозов в первые послевоенные годы и снимался фактически о реальной и современной премьере картины ситуации в стране. При этом картина показывала как ударный труд колхозников и сюжеты о соревновании работников и колхозов, так и трогательные любовные линии, где влюбленные боялись признаться в чувствах или, уже признавшись, были вынуждены бороться за собственную любовь.
Нервное истощение, ведь весь сентябрь 1961 года они с Катей работали на пределе, почти круглые сутки? Нет, психиатры заявили, что Савинова не их пациент. Что-то с нервной системой? Нет, неврологи разводят руками — не их случай. Наконец, некий одесский психиатр, выдвинувший теорию о развитии психического отклонения как последствия инфекции, поставил диагноз: бруцеллёз. С момента заражения прошло много времени, и хотя этот диагноз оказался правильным, лечение запоздало… Болезнь — ещё одна чудовищная несправедливость, предназначенная Екатерине злой судьбой. Где, где она подцепила эту страшную заразу? Потом вспомнила: незадолго до съёмок «Приходите завтра…», она снялась в эпизоде «Сельского врача», когда группа выезжала в Крым, и Катя часто покупала и пила сырое молоко.
Что делать Ташкову, ведь жена не в состоянии работать? Ему удалось принять мудрое решение: он законсервировал работу на год. Через некоторое время Савинова смогла участвовать в съёмках.
Режиссер Евгений Ташков — муж Екатерины Савиновой
Екатерина Савинова получила звание заслуженной артистки РСФСР за роль Фроси Бурлаковой. Теперь ей было бы гораздо легче добиваться главных ролей: нет сомнений, она смогла бы полностью раскрыться как киноактриса, а также не раз порадовала бы зрителей великолепным пением. Увы, бруцеллёз привёл к необратимым изменениям в головном мозге –у Кати развилась вялотекущая шизофрения. Несколько месяцев в году (немного их осталось!) она проводила в больницах, и с каждым годом её состояние ухудшалось. Ни о каких серьёзных предложениях речь более не шла — актриса, играющая ведущие роли, не может позволить себе прихворнуть даже на один день.
На фото — кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Наиболее заметная и очень удачная работа Савиновой в последние годы жизни — роль Матрёны в комедии «Женитьба Бальзаминова». Лидия Смирнова, сыгравшая в фильме сваху, вспоминала, что актёры восхищались тому, как Катя искала образ героини. Актриса сказала, что Савинова — воплощённое вдохновение.
Смерть
Проблемы со здоровьем начались у актрисы еще на съемках «Приходите завтра». Пришлось их прервать на год. Вскоре врачи диагностировали у актрисы бруцеллез. Причиной стало парное молоко, которое актриса очень любила.
Почти год врачи не могли поставить диагноз, потому что инкубационный период заболевания составляет 8 месяцев. Все это время Савинова работала на износ. А когда заболевание диагностировали и начали лечить, выяснилось, что бруцеллез поразил нервную систему, что, по мнению врачей, и стало впоследствии причиной смерти актрисы.
По рассказам близких, она жалела, что отказалась от предложения работать во МХАТе, поступившего сразу после окончания ВГИКа в 1950 году, вспоминала о приглашении в Большой. Савинова признавалась, что осознала, какой страшной ошибкой оказалось её решение быть только киноактрисой. Всё чаще говорила, что стала для родных бесконечной заботой и обузой. Кто знает, как долго Екатерина решалась осуществить свой последний замысел. Скорее всего, всё тщательно обдумала, отправляясь в апреле 1970 года в Новосибирск, чтобы проведать сестру.
«Женитьба Бальзаминова»
Пожалуй, еще одна знаковая роль, по которой многие знают Екатерину Федоровну – роль кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова». Эта искрометная комедия до сих пор любима народом. А все потому, что на съемках шедевра царила веселая, творческая, юморная атмосфера, и это не могло не сказаться на качестве картины. Актеры импровизировали, шутили, сами придумывали детали своих кинообразов.
Именно в «Женитьбе» мы можем видеть глубину перевоплощения, на которую была способна Савинова. Она поистине жила ролью – даже ее супруг замечал, что подчас (например, после только что отыгранного актрисой спектакля в Театре киноактера) он разговаривал не с Катей, а с ее героиней. Так случилось и в этой картине: Екатерина сама нашла внешний образ – неуклюжая, нерасторопная женщина, одетая в необъятную юбку и кофту навыпуск. Сама придумала интонацию – немного нараспев, сама придумала забавный Матренин смех. Экранного времени на кухарку отведено мало, но зритель видит ее характер и всю жизнь как на ладони. Глуповатая и доверчивая (верит в сны и предсказателей), неотесанная и в то же время добрая и глубоко несчастная, одинокая женщина, которой хозяева заменили семью… Конечно, эта роль не осталась незамеченной, однако предложений, увы, больше не стало.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»