Кюнна Игнатова — актриса советского кино 50- хх годов

Кюнна

Москвичка с экзотическим именем Кюнна родилась 26 сентября 1934 года в аристократической семье академика и бывшей балерины.

Диковинность ее имени объяснялась тем, что ее высокопоставленный чиновник-отец, Николай Михайлович Алексеев, по национальности был якутом. Он и назвал свою дочь Кюнной, что в переводе с его родного языка означало «солнышко».

image

От родителей девочка унаследовала особенную красоту, изысканность, ум и творческий дар. А вот простого человеческого счастья ей, увы, не досталось. Мама и папа вскорости разошлись, и девочка стала носить девичью фамилию матери — Игнатова.

image

Истоки

Отец Кюнны Игнатовой, Николай Михайлович, был академиком-этнографом, а также ведущим библиотековедом Якутии. Роскошно одевался, пах дорогими парфюмами, слыл большим знатоком настоящего русского языка. Он являлся внуком мецената и купца Степана Алексеева, личности, щеголявшей подаренными царем золотыми часами, и для Якутии достаточно известной.

Мама будущей кинозвезды, Татьяна Николаевна Игнатова, в молодости была профессиональной балериной, поэтому очень рано ушла на пенсию. Она была привлекательной, худенькой и маленькой женщиной. Когда ее брак с отцом Кюнны распался, она сама занялась воспитанием единственной дочери. В этом ей помогал Николай Андреевич Игнатов, ее отец, который был морским офицером, капитаном первого ранга, командиром первых подводных лодок царской России, а затем и Советского Союза.

Его единственной любовью и женой, бабушкой Кюнны по матери, была одесситка Александра Александровна Жуковская.

Они умерли в 1956 году, в один и тот же день.

Вот, что говорит о тех событиях их внук, Петр Соколов.

Александра Александровна скончалась в больнице. Было решено — Николаю Андреевичу не говорить, сначала подготовить. Но нашелся кто-то, поторопившийся высказать соболезнования. «Умерла?» — только и спросил Николай Андреевич, подняв телефонную трубку. Потом он ее выронил, сел на пол и умер. Раньше я не придавал значения дате смерти, тогда мы не были религиозны. А ведь умерли они седьмого июля, когда начинают служить утреню следующего дня, поминая святых Петра и Февронию — символы верности и супружеской любви, проживших вместе целую жизнь и умерших в один день…

Однако завести детей у них так и не получилось. Поэтому они удочерили маленькую девочку Таню, которая и стала впоследствии матерью одной из самых красивых актрис Советского Союза.

image

Отрывок, характеризующий Игнатова, Кюнна Николаевна

– «Миром господу помолимся». «Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа. – О свышнем мире и о спасении душ наших! «О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», – молилась Наташа. Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него. Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу богу предадим». «Сами себя богу предадим, – повторила в своей душе Наташа. – Боже мой, предаю себя твоей воле, – думала она. – Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня! – с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков. Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась богу о том, чтобы он помог ей. Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из Синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия. – «Господи боже сил, боже спасения нашего, – начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце. – Господи боже сил, боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах на смиренные люди твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние твое, разорити честный Иерусалим твой, возлюбленную тебе Россию: осквернити храмы твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей. Доколе, господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребляти имать законопреступный власть? Владыко господи! Услыши нас, молящихся тебе: укрепи силою твоею благочестивейшего, самодержавнейшего великого государя нашего императора Александра Павловича; помяни правду его и кротость, воздаждь ему по благости его, ею же хранит ны, твой возлюбленный Израиль. Благослови его советы, начинания и дела; утверди всемогущною твоею десницею царство его и подаждь ему победу на врага, яко же Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство его; положи лук медян мышцам, во имя твое ополчившихся, и препояши их силою на брань. Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу, да постыдятся и посрамятся мыслящий нам злая, да будут пред лицем верного ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел твой сильный да будет оскорбляяй и погоняяй их; да приидет им сеть, юже не сведают, и их ловитва, юже сокрыша, да обымет их; да падут под ногами рабов твоих и в попрание воем нашим да будут. Господи! не изнеможет у тебе спасати во многих и в малых; ты еси бог, да не превозможет противу тебе человек. Боже отец наших! Помяни щедроты твоя и милости, яже от века суть: не отвержи нас от лица твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но помилуй нас по велицей милости твоей и по множеству щедрот твоих презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных. Господи боже наш, в него же веруем и на него же уповаем, не посрами нас от чаяния милости твоея и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящий нас и православную веру нашу, и посрамятся и погибнут; и да уведят все страны, яко имя тебе господь, и мы людие твои. Яви нам, господи, ныне милость твою и спасение твое даждь нам; возвесели сердце рабов твоих о милости твоей; порази враги наши, и сокруши их под ноги верных твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на тя, и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». В том состоянии раскрытости душевной, в котором находилась Наташа, эта молитва сильно подействовала на нее. Она слушала каждое слово о победе Моисея на Амалика, и Гедеона на Мадиама, и Давида на Голиафа, и о разорении Иерусалима твоего и просила бога с той нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце; но не понимала хорошенько, о чем она просила бога в этой молитве. Она всей душой участвовала в прошении о духе правом, об укреплении сердца верою, надеждою и о воодушевлении их любовью. Но она не могла молиться о попрании под ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них. Но она тоже не могла сомневаться в правоте читаемой колено преклонной молитвы. Она ощущала в душе своей благоговейный и трепетный ужас перед наказанием, постигшим людей за их грехи, и в особенности за свои грехи, и просила бога о том, чтобы он простил их всех и ее и дал бы им всем и ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что бог слышит ее молитву. С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую на небе, и почувствовал, что для него открылось что то новое, – вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему? – который прежде представлялся ему в середине всякого занятия, теперь заменился для него не другим вопросом и не ответом на прежний вопрос, а представлением ее. Слышал ли он, и сам ли вел ничтожные разговоры, читал ли он, или узнавал про подлость и бессмысленность людскую, он не ужасался, как прежде; не спрашивал себя, из чего хлопочут люди, когда все так кратко и неизвестно, но вспоминал ее в том виде, в котором он видел ее в последний раз, и все сомнения его исчезали, не потому, что она отвечала на вопросы, которые представлялись ему, но потому, что представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить. Какая бы мерзость житейская ни представлялась ему, он говорил себе:

Блестящий взлет

После окончания школы, в 1953 году, Кюнна Игнатова поступает в театральное училище имени Щукина. Уже через два года молодую и яркую красавицу-студентку замечает Леонид Гайдай, в то время занимавшийся подбором актеров для съемок.

Так Игнатова попадает в мир кино — ее взяли на главную роль в новую картину «Ляна».

Этот фильм получил просто ошеломительный успех. На волне его популярности в стране моментально появилось название новых сигарет, сорта винограда и помидоров, и даже вина — «Ляна».

В 1956 году Леонид Гайдай снимает свой новый фильм «Долгий путь», в котором одну из центральных драматических ролей также исполнила Кюнна.

image

После окончания Щукинского училища, молодая, но уже известная актриса устраивается в Московский театр драмы и комедии, где ей сразу же начали давать ведущие роли в таких спектаклях, как «Тихий американец», «На хуторе близ Диканьки», «Соседи по квартире» и других театральных постановках.

Параллельно работе в театре, Кюнна продолжает сниматься в кино. В январе 1960 года на экраны страны выходит замечательная лирическая картина «Повесть о молодоженах».

Фото Кюнны Игнатовой все чаще мелькают в прессе, ее начинают узнавать на улицах.

image

Зрители очень тепло приняли этот удивительно добрый фильм.

Затем, в 1962 году, последовала фантастическая и технически смелая кинолента «Планета бурь», творческими идеями которой впоследствии пользовался Голливуд в лице знаменитого режиссера Джеймса Кэмерона.

Маша с Венеры

Картину приобрели три десятка стран. Можно сказать, что «Планета бурь» стала для кинематографистов многих стран учебником, на базе которого стала развиваться мировая научная фантастика.

В основе фильма лежала повесть советского писателя-фантаста Александра Казанцева. Правда, в сценарий внесли некоторые поправки: если в книге экипаж одного из кораблей, отправленных на Венеру, был полностью американским, то в фильме оставили только одного представителя США с его человекоподобным роботом.

Американка Мэри из повести превратилась в советскую женщину-космонавта Машу Иванову. К слову, до полета Валентины Терешковой на момент выхода «Планеты бурь» оставался еще год, так что актриса Кюнна Игнатова, сыгравшая Машу, дала зрителям первое представление о том, как будут выглядеть советские покорительницы космоса.

Вячеслав Соколов

Еще будучи студенткой Щукинского театрального училища, Игнатова скоропалительно вышла замуж за актера Вячеслава Соколова.

Впрочем, парой они были очень красивой и романтичной, оба родились в один день, 26 сентября, и вместе мечтали прославиться на актерском поприще.

В 1958 году, когда молодая жена Соколова была уже на последнем курсе, у пары родился сын Петр, ставший единственным сыном актрисы.

Однако их брак оказался совсем недолгим. Еще во время съемок ленты «Долгий путь» в 1956 году Кюнна Игнатова познакомилась со знаменитым в то время актером Владимиром Белокуровым, к которому она и ушла, спустя два года его настойчивых ухаживаний. Практически сразу после рождения Петра.

Личная жизнь

Кюнна была трижды официально замужем. Первым супругом стал Вячеслав Соколов, актер и худрук Центрального концертного зала «Россия». В 1958 году появился единственный ребенок Игнатовой – сын Петр, ставший актером, драматургом и сценаристом.

Кюнна Игнатова и Вячеслав Соколов

На съемочной площадке фильма «Долгий путь» Кюнна встречается с Владимиром Белокуровым, народным артистом СССР. Актерская и личная биография в тот момент кардинально изменилась: красавица влюбилась в мужчину, который старше ее на 30 лет.

Кюнна Игнатова и Владимир Белокуров

Брак длился более 10 лет, до тех пор, пока в жизни актрисы не появился молодой актер Александр Дик. Влюбившись в молодое дарование, Игнатова бросила неизлечимо больного Белокурова и переехала к возлюбленному в съемную квартиру. Он был на 14 лет младше Кюнны и лишь на 9 – старше пасынка Петра. Как потом будет рассказывать последний, отношения с Диком у них не сложились – они часто ссорились и даже дрались на почве ревности.

Он добивался сердца Игнатовой очень красиво и настойчиво. Чего стоили, например, одни только тазы с розами, заботливо отрезанными от стеблей, чтобы его Кюнна, не дай Бог, не поранила свои нежные пальчики о шипы, которые он дарил ей ежедневно.

Владимир Белокуров понимал, что его молодая жена слишком красива и желанна для всех без исключения мужчин, так или иначе окружавших ее, и бывших гораздо моложе и смазливее, чем он, в его 54 года.

И, чтобы молодая прекрасная птица не упорхнула, он посадил ее в клетку. Выйдя замуж за Владимира Вячеславовича, Кюнна Игнатова, по настоянию мужа, стала играть только в тех фильмах, в которых играл он сам, пусть даже и в самой незначительной роли. Боясь потерять молодую жену, Белокуров делал все, чтобы никогда не упустить ее из виду и всегда иметь возможность контролировать.

Постепенно в жизнь знаменитой и яркой Кюнны, прежде не знавшей покоя от многочисленных предложений на съемки, прочно вошла невостребованность. Артистка не могла и не хотела забыть былую популярность и обожание зрителей, круживших ее голову еще так недавно. Видя страдания жены, Владимир Белокуров устроил ее во Всероссийский государственный институт кинематографии, преподавать актерское мастерство. Глаза Кюнны снова заблестели.

Впрочем, Белокуров и на этот раз не отпустил ее слишком далеко от себя — он и сам вел курс в этом учебном заведении.

Так или иначе, их брак продлился четырнадцать лет.

Как ни странно, Петр Соколов, сын Кюнны, вспоминая тот период, говорит о Белокурове с благодарностью. Владимир Вячеславович очень тепло относился к мальчику.

Уже в совсем зрелом возрасте, перебрав свою жизнь, я понял, что он делал мне только добро. Неназойливо, не требуя ничего взамен. Прощал, что я залезал к нему в комнату, таскал для взрослых друзей-хулиганов импортные сигареты, что выстрелил из его пистолета, который, на счастье, оказался стартовым. Я понял, что он был настоящим мужем, настоящим мужиком и талантливейшим артистом…

Единственным, чего не смог простить Белокуров молодой жене — это то, что она так и не разрешила ему усыновить Петю.

Будучи нечасто занятой ролями в театре и еще меньше в кино, Кюнна Игнатова снова лишилась привычного внимания зрителей. Жизнь со стремительно стареющим мужем все больше становилась ей в тягость. И когда в 1972 году Владимир Вячеславович тяжело заболел и слег, она ушла от фактически умирающего мужа к молодому актеру.

Роковые влюблённости

Первым супругом Игнатовой стал её коллега по фильму «И снова утро» Вячеслав Соколов. Молодые люди прекрасно смотрелись вместе. Оба юные и очень привлекательные. Роман вспыхнул прямо на съёмочной площадке.

В этом браке родился единственный ребёнок Кюнны Игнатовой – сын Пётр.

Кюнна Игнатова с сыном Петей. Справа на фото — Вячеслав Соколов. Источник: spletnik.ru

Союз с Соколовым быстро распался. И всё потому, что актриса повстречала свою большую любовь. И снова на съёмках.

Актёр Владимир Белокуров был старше Кюнны на 31 год! Он был необыкновенно популярен, толпы поклонниц, звания… Белокуров мгновенно покорил сердце Игнатовой и она ушла из семьи.

Сразу после заключения второго брака, карьера Кюнны пошла на спад. Она во всём слушалась опытного мужа, который ревностно относился к её успехам. По воспоминаниям коллег, Владимир Белокуров не давал молодой жене свободы действий. Из-за него она бросила Таганку и перешла во МХАТ. И если в начале ей удалось блеснуть на театральной сцене и даже попасть на зарубежные гастроли, то после брака с Белокуровым, ей доверяли лишь эпизоды и выход в массовке.

Кюнна Игнатова и Владимир Белокуров. Источник: kino-teatr.ru

В конце концов у Игнатовой остался один единственный спектакль – «Три сестры», где она в течение 25 лет играла роль прислуги!

С кино все обстояло еще хуже – Белокуров тщательно отбирал роли для своей супруги и если сценарий ему не нравился, Кюнне запрещалось сниматься в этом фильме.

Ходили слухи, что Владимир любил выпивать и приучил к этому Игнатову.

В любом обществе Кюнна была «за мужем» в прямом смысле этого слова. Он не давал ей возможности быть в центре внимания.

К тому же Кюнна редко виделась с сыном, она забрала его в новую семью, когда мальчик был уже взрослым. И хоть он и нашел общий язык с отчимом, многие ценные моменты в его воспитании были упущены.

Советская актриса театра и кино Кюнна Игнатова. Источник: kino-teatr.ru

Игнатова молча страдала от невозможности сниматься в кино. Когда авторитарный супруг предложил ей преподавать во ВГИКе, она ухватилась за эту возможность, как за единственную спасительную соломинку.

Александр Дик

Александр Яковлевич был моложе Кюнны на четырнадцать лет. Во время знакомства с актрисой ему было всего двадцать три.

Несмотря ни на что, даже на вскорости последовавшую смерть Владимира Белокурова, рядом с молодым Александром жизнь Игнатовой приобрела цвета и краски. В маленькой квартире мужа, в которой пара начала жить после их свадьбы, случившейся в 1972 году, очень часто собирались гости. Посиделки с ними практически всегда перерастали в шумные гуляния. Личная жизнь Кюнны Игнатовой стремительно менялась. Вокруг мелькали молодые лица сверстников и сверстниц мужа и, глядя на них, казалось, молодела и сама актриса.

Ролей в кино и театре ей по-прежнему не давали, вероятно, в память об умершем муже Владимире. Поэтому Кюнна вместе с Александром Диком гастролировали по стране, давая концерты.

Печальный финал

Более десяти последних лет своей жизни актриса была невостребованной, лишь иногда появляясь на сцене театра МХАТ, в массовке. Ее жизнь наполнилась одиночеством, безумием и алкоголем.

Ее муж Александр Дик, актерская жизнь которого била уверенным ключом, уезжая на очередные гастроли, забыл дома ключи. 18 февраля 1988 года, вернувшись, он позвонил в дверь. Однако ее ему никто не отпер. Когда дверь взломали в присутствии милиции, на полу спальни была обнаружена без сознания, но еще живая Кюнна.

20 февраля, так и не придя в сознание, актриса умерла.

Странная смерть Кюнны Игнатовой в возрасте всего 53 лет вызвала массу слухов. Многие видели синяк на ее виске. Возникли версии о самоубийстве и даже убийстве актрисы. Однако врачи вынесли сухой вердикт — смерть в результате инсульта. Возможно, падая, несчастная женщина ударилась об угол стола.

Примечания

  1. 1234 Караван историй. Сын Кюнны Игнатовой: «Не знаю, чем накачали мать, но такой я её еще не видел…» Пётр Соколов, сын актрисы Кюнны Игнатовой, откровенно рассказал о своей матери
  2. Ток-шоу с участием А. Дика и П. Соколова на телеканале «Россия-1», 11 марта 2015
  3. Станислав Садальский: «По-якутски Кин — значит „солнце и день“. Кюнна — солнышко (актриса Кюнна Игнатова)» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 25 марта 2015 года.
  4. Семь дней. Кюнна Игнатова

Потомки

Сегодня единственный сын актрисы, Петр Соколов, стал известным деятелем культуры и лауреатом различных премий по драматургии и режиссуре. Его жизнь связана с миром театра.

У Кюнны остались внуки — Савватий и Арсений, а также внучка Лиза.

Кюнне Игнатовой не было суждено увидеть своих внуков — все они родились уже после ее смерти. Савватий, Арсений и Лиза отучились в Православном Свято-Тихоновском университете.

Елизавета стала художником-реставратором. Все близкие считают ее очень похожей на бабушку Кюнну в молодости.

Фильмография

  • 1955 — Ляна — Ляна
  • 1956 — Долгий путь — Раиса Федосеева
  • 1957 — Борец и клоун — Эстерина Труцци
  • 1959 — Повесть о молодожёнах — Шура Кулик
  • 1960 — И снова утро — Елена Сергеевна Рябинина
  • 1961 — Планета бурь — Маша Иванова
  • 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — Конецпольская
  • 1969 — Взрыв после полуночи — Ануш
  • 1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — грузинская княжна

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Понедельник - воскресенье: 10:00 - 22:00