Мастер и Виктория: история любви Данелия и Токаревой

image

Писатель

Имя при рождении Виктория Самойловна Токарева
Дата рождения 20 ноября 1937 года
Место рождения Ленинград, РСФСР
Гражданство СССР Россия
Род деятельности прозаик, сценарист
Годы творчества 1963 —
Жанр современная проза
Награды

Виктория Токарева

— писательница, наиболее известная как сценарист фильмов «Джентльмены удачи» и «Мимино»[1].

[править] Ранний период и образование

О её происхождении сообщаются следующие сведения:

Родилась в 1937 году в Ленинграде, в семье инженера Самуила Насоновича Шефтера (1907—1945), еврейского происхождения; мать — Наталья Степановна Хлопова (1913—1995), русско-украинского происхождения, уроженка Донецкой области — работала машинисткой.

4 года учась по классу фортепиано сначала в ЛМУ (закончила в 1958 г.), а затем — в ЛГК.

В 1967 г. закончила сценарный факультет ВГИКа.

Отрывок, характеризующий Токарева, Виктория Самойловна

Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад. С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья. Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы. Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы. Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления. Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию. – Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!» – Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu’il n’est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…] Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей. Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения. В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию. Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его. – Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне. Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения. – Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами. – Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант. – Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j’ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его. – Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны. Наполеон утвердительно кивнул головой. Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению. – Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он. Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал. Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d’enfer [адский огонь], от которого тает французское войско. Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле. Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать. – Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он. Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.

[править] Фильмография (сценарист)

  • 1968 — Урок литературы
  • 1971 — Джентльмены удачи (с Георгием Данелией)
  • 1973 — Совсем пропащий (экранизация романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», с Георгием Данелией)
  • 1976 — Сто грамм для храбрости
  • 1977 — Мимино (с Резо Габриадзе и Георгием Данелией)
  • 1977 — Перед экзаменом
  • 1978 — Шла собака по роялю
  • 1981 — Шляпа
  • 1983 — Талисман
  • 1987 — Стечение обстоятельств
  • 1993 — Ты есть…
  • 2000 — Вместо меня
  • 2006 — Простая история

Личная жизнь

Многогранная личная жизнь Токаревой может послужить основой для отдельной книги, ведь ее биография содержит много неординарного, порой противоречивого.

Информации о муже Виктории Токаревой мало, поскольку он сам не любит публичность. Известно, что по профессии муж писательницы Виктор Токарев (род. 1930 г.) – инженер, и у него синие глаза. Любовь между Викторией и Виктором была с первого взгляда, брак скоропалительным, но прочным.

image Виктория Токарева и Федерико Феллини | LoveRead

Токарева никогда не скрывала, что имела на стороне романы, мужчины ею увлекались, но семью никогда не бросала. А мужу хватило терпения пережить все увлечения звездной супруги, даже продолжительный роман Виктории с Георгием Данелия.

Автобиографическая книга Токаревой «Дерево на крыше» рассказывает об отношениях писательницы с известным режиссером Георгием Данелия, а вот образ мужа опять затенен.

Виктория Токарева и Георгий Данелия | LoveRead

В 1965 году у четы Токаревых родилась дочь Наталья, скрепив союз навсегда. Внешне девочка была похожа на отца, но выбрала профессию сценариста, как и мать. Окончив ВГИК и колледж психоанализа, сейчас Наталья работает на частной киностудии. По ее сценарию сняли «Каменскую». Виктория считает дочь самым важным жизненным достижением. Именно нежелание травмировать ребенка удерживало Токареву в браке всю жизнь. Она и сейчас считает, что семья – главное для женщины.

В раннем возрасте Наталья Токарева вышла замуж. Ее супругом стал Валерий Тодоровский, которого Наташа полюбила еще с 16 лет. В 1986 году Виктория Токарева стала первый раз бабушкой, родился сын Натальи и Валерия Петр. К сожалению, брак Натальи не выдержал испытания изменой. Валерий Тодоровский ушел к другой женщине.

Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном | Кино-Театр

Петр Валерьевич Тодоровский порадовал знаменитую бабушку в 2007 году правнуком Сергеем, а в 2008 году — правнучкой Анной. Кроме внука Петра у Токаревой есть внучка Катя Тодоровская (род. 1995) и внук Павел Поргуновский (род. 2005).

[править] Экранизации сочинений Токаревой

  • 1968 — «Урок литературы» — экранизация рассказа «День без вранья».
  • 1976 — «Сто грамм для храбрости» — экранизация одноимённого рассказа.
  • 1977 — «Перед экзаменом» — экранизация рассказа «Инструктор по плаванию».
  • 1977 — «Между небом и землёй», фильм-спектакль — экранизация повести «Ехал грека».
  • 1978 — «Шла собака по роялю» — экранизация повести «Неромантичный человек».
  • 1979 — «Дефицит на Мазаева», фильм-спектакль — экранизация рассказа «Пираты в далёких морях».
  • 1979 — «Поговори на моём языке», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Стечение обстоятельств».
  • 1980 — «Глубокие родственники», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
  • 1980 — «Гость», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Зануда».
  • 1980 — «Зигзаг», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
  • 1981 — «Шляпа» — экранизация повести «Ехал грека».
  • 1983 — «Талисман» — экранизация повести «Ни сыну, ни жене, ни брату».
  • 1984 — «Маленькое одолжение» — экранизация одноимённого рассказа.
  • 1985 — «Тайна Земли», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
  • 1986 — «О том, чего не было» — экранизация повести «Звезда в тумане».
  • 1986 — «Кто войдет в последний вагон…» — экранизация повести «Старая собака».
  • 1987 — «Стечение обстоятельств» — экранизация повести «Длинный день».
  • 1991 — «Хеппи-энд» — экранизация одноимённой повести.
  • 1992 — «Мелодрама с покушением на убийство» — экранизация повести «Пять фигур на постаменте».
  • 1993 — «Ты есть…» — экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть».
  • 1994 — «Я люблю» — экранизация повести «Ничего особенного».
  • 2000 — «Вместо меня» — экранизация одноимённого рассказа.
  • 2001 — «Лавина» — экранизация одноимённой повести
  • 2006 — «Важнее, чем любовь…», телевизионный фильм — экранизация повести «Длинный день».
  • 2006 — «Простая история», телевизионный фильм — экранизация повести «Паша и Павлуша».
  • 2007 — «Лилии для Лилии», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Розовые розы».
  • 2007 — «Единственному, до востребования», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Свинячья победа».
  • 2008 — «Птица счастья», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести.
  • 2008 — «Своя правда», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
  • 2009 — «Первая попытка», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
  • 2009 — «Террор любовью», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.

Библиография

  • О том, чего не было (1969)
  • Когда стало немножко теплее (1972)
  • Летающие качели (1978)
  • Ничего особенного (1983)
  • Сказать — не сказать… (1991)
  • Римские каникулы (1992)
  • Почем килограмм славы (1993)
  • Антон, надень ботинки! (1995)
  • Можно и нельзя (1997)
  • Этот лучший из миров (1998)
  • Мужская верность (2002)
  • Птица счастья (2004)
  • Террор любовью (2006)
  • Дерево на крыше (2009)
  • Тихая музыка за стеной (2012)
  • Короткие гудки (2012)
  • Так плохо, как сегодня (2013)
  • Сволочей тоже жалко (2014)
  • Муля, кого ты привёз? (2015)
  • Мои мужчины (2015)
  • Немножко иностранка (2016)

Родители писательницы

Наша героиня родилась в интернациональной семье. Отец был евреем, его звали Самуил Зильберштейн. Мама была украинкой, звали ее Наталья. Она жила в Донецкой области. Самуила туда послали на практику. Там пара и познакомилась. Биография Виктории Токаревой связана с военными годами. Отец ее был коренным ленинградцем и работал инженером. Семья Зильбертштейн жила скромно, но счастливо. У пары родилось две дочери.

Мир был нарушен началом ВОВ. Отца призвали в армию. После войны он вернулся домой, но прожил всего несколько месяцев. Отец попал в госпиталь с сильными болями в животе, ему диагностировали рак пищевода. Вскоре в 1945 году Самуил Зильберштейн скончался.

Мать девочек очень любила мужа. Больше она замуж не вышла. Она затрачивала все свои силы на воспитание дочерей. Продолжительное время ей помогал старший брат мужа – Евгений.

Примечания[ | ]

  1. Почему Виктория Токарева начала писать истории о частной жизни?
  2. Шефтер Абрам Носонович на сайте «Память народа»
  3. Шефтер Евгений Николаевич на сайте «Память народа»
  4. Виктория удачи
  5. Надгробный памятник родителей на Преображенском еврейском кладбище
  6. Виктория Токарева (интервью) (неопр.) . Серебряный дождь (27 декабря 2014).
  7. Виктория удачи (интервью с писательницей): «Отец выхлопотал комнату на Лесном проспекте, на задворках Ленинграда ».
  8. Справочник «Весь Ленинград» (1934): «Инженер Самуил Насонович Шефтер, Лесной проспект, 37, корп 5, кв. 60 ».
  9. Самуил Шефтер в эвакуационных списках
  10. Наталья Хлопова в эвакуационных списках (1942)
  11. Виктория Шефтер в эвакуационных списках (1942)
  12. Регина Шефтер в эвакуационных списках (1942)
  13. Надгробный памятник на Преображенском еврейском кладбище: На памятнике датой рождения указан 1900 год. В учётной карточке на сайте «Память народа» указан 1895 год рождения.
  14. Е. Н. Шефтер на сайте «Память народа»
  15. Блокада в решениях руководящих партийных органов Ленинграда (стр. 163, 230, 265, 298, 326, 360 и 398): Е. Н. Шефтер значится директором ленинградского завода металлоизделий уже в июне 1941 года; в годы войны среди прочего завод под его руководством наладил для нужд фронта выпуск противогазов, фонарей «Летучая мышь», гильзовых патронов, деталей снарядов и другой амуниции.
  16. Подвиг народа: Ещё один дядя, подполковник Абрам Носонович Шефтер (1910—?), командовал артдивизионом во время Великой Отечественной войны и был награждён орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1945, 1951). Залман Носонович Шефтер (1903—1942) пропал без вести в феврале 1942 года.
  17. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1987 года № 8125 «О награждении тов. Токаревой В. С. орденом „Знак Почёта“»

Киноработы[ | ]

Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960-х годов. Сегодня на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых — адаптации её рассказов или книг, среди них — «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).

Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Александром Серым и Георгием Данелией), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелией) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.

Карьерный рост

В 1964 году был издан первый рассказ писательницы «День без вранья». Затем последовало 5 лет учебы на сценариста. После получения диплома вышел первый сборник «О том, чего не было».

В 1971 году Виктория становится членом союза писателей СССР. такой стремительный карьерный рост предал девушке сил, и она активнее начала издавать свои произведения. К 1990 году Виктория вошла в десятку самых известных писателей страны.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Понедельник - воскресенье: 10:00 - 22:00