Писатель
| Имя при рождении | Виктория Самойловна Токарева |
| Дата рождения | 20 ноября 1937 года |
| Место рождения | Ленинград, РСФСР |
| Гражданство | СССР Россия |
| Род деятельности | прозаик, сценарист |
| Годы творчества | 1963 — |
| Жанр | современная проза |
| Награды |
Виктория Токарева
— писательница, наиболее известная как сценарист фильмов «Джентльмены удачи» и «Мимино»[1].
[править] Ранний период и образование
О её происхождении сообщаются следующие сведения:
Родилась в 1937 году в Ленинграде, в семье инженера Самуила Насоновича Шефтера (1907—1945), еврейского происхождения; мать — Наталья Степановна Хлопова (1913—1995), русско-украинского происхождения, уроженка Донецкой области — работала машинисткой.
4 года учась по классу фортепиано сначала в ЛМУ (закончила в 1958 г.), а затем — в ЛГК.
В 1967 г. закончила сценарный факультет ВГИКа.
Отрывок, характеризующий Токарева, Виктория Самойловна
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад. С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья. Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы. Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы. Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления. Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию. – Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!» – Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu’il n’est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…] Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей. Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения. В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию. Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его. – Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне. Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения. – Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами. – Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант. – Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j’ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его. – Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны. Наполеон утвердительно кивнул головой. Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению. – Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он. Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал. Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d’enfer [адский огонь], от которого тает французское войско. Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле. Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать. – Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он. Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
[править] Фильмография (сценарист)
- 1968 — Урок литературы
- 1971 — Джентльмены удачи (с Георгием Данелией)
- 1973 — Совсем пропащий (экранизация романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», с Георгием Данелией)
- 1976 — Сто грамм для храбрости
- 1977 — Мимино (с Резо Габриадзе и Георгием Данелией)
- 1977 — Перед экзаменом
- 1978 — Шла собака по роялю
- 1981 — Шляпа
- 1983 — Талисман
- 1987 — Стечение обстоятельств
- 1993 — Ты есть…
- 2000 — Вместо меня
- 2006 — Простая история
Личная жизнь
Многогранная личная жизнь Токаревой может послужить основой для отдельной книги, ведь ее биография содержит много неординарного, порой противоречивого.
Информации о муже Виктории Токаревой мало, поскольку он сам не любит публичность. Известно, что по профессии муж писательницы Виктор Токарев (род. 1930 г.) – инженер, и у него синие глаза. Любовь между Викторией и Виктором была с первого взгляда, брак скоропалительным, но прочным.

Токарева никогда не скрывала, что имела на стороне романы, мужчины ею увлекались, но семью никогда не бросала. А мужу хватило терпения пережить все увлечения звездной супруги, даже продолжительный роман Виктории с Георгием Данелия.
Автобиографическая книга Токаревой «Дерево на крыше» рассказывает об отношениях писательницы с известным режиссером Георгием Данелия, а вот образ мужа опять затенен.
Виктория Токарева и Георгий Данелия | LoveRead
В 1965 году у четы Токаревых родилась дочь Наталья, скрепив союз навсегда. Внешне девочка была похожа на отца, но выбрала профессию сценариста, как и мать. Окончив ВГИК и колледж психоанализа, сейчас Наталья работает на частной киностудии. По ее сценарию сняли «Каменскую». Виктория считает дочь самым важным жизненным достижением. Именно нежелание травмировать ребенка удерживало Токареву в браке всю жизнь. Она и сейчас считает, что семья – главное для женщины.
В раннем возрасте Наталья Токарева вышла замуж. Ее супругом стал Валерий Тодоровский, которого Наташа полюбила еще с 16 лет. В 1986 году Виктория Токарева стала первый раз бабушкой, родился сын Натальи и Валерия Петр. К сожалению, брак Натальи не выдержал испытания изменой. Валерий Тодоровский ушел к другой женщине.
Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном | Кино-Театр
Петр Валерьевич Тодоровский порадовал знаменитую бабушку в 2007 году правнуком Сергеем, а в 2008 году — правнучкой Анной. Кроме внука Петра у Токаревой есть внучка Катя Тодоровская (род. 1995) и внук Павел Поргуновский (род. 2005).
[править] Экранизации сочинений Токаревой
- 1968 — «Урок литературы» — экранизация рассказа «День без вранья».
- 1976 — «Сто грамм для храбрости» — экранизация одноимённого рассказа.
- 1977 — «Перед экзаменом» — экранизация рассказа «Инструктор по плаванию».
- 1977 — «Между небом и землёй», фильм-спектакль — экранизация повести «Ехал грека».
- 1978 — «Шла собака по роялю» — экранизация повести «Неромантичный человек».
- 1979 — «Дефицит на Мазаева», фильм-спектакль — экранизация рассказа «Пираты в далёких морях».
- 1979 — «Поговори на моём языке», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Стечение обстоятельств».
- 1980 — «Глубокие родственники», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
- 1980 — «Гость», короткометражный фильм — экранизация рассказа «Зануда».
- 1980 — «Зигзаг», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
- 1981 — «Шляпа» — экранизация повести «Ехал грека».
- 1983 — «Талисман» — экранизация повести «Ни сыну, ни жене, ни брату».
- 1984 — «Маленькое одолжение» — экранизация одноимённого рассказа.
- 1985 — «Тайна Земли», короткометражный фильм — экранизация одноимённого рассказа.
- 1986 — «О том, чего не было» — экранизация повести «Звезда в тумане».
- 1986 — «Кто войдет в последний вагон…» — экранизация повести «Старая собака».
- 1987 — «Стечение обстоятельств» — экранизация повести «Длинный день».
- 1991 — «Хеппи-энд» — экранизация одноимённой повести.
- 1992 — «Мелодрама с покушением на убийство» — экранизация повести «Пять фигур на постаменте».
- 1993 — «Ты есть…» — экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть».
- 1994 — «Я люблю» — экранизация повести «Ничего особенного».
- 2000 — «Вместо меня» — экранизация одноимённого рассказа.
- 2001 — «Лавина» — экранизация одноимённой повести
- 2006 — «Важнее, чем любовь…», телевизионный фильм — экранизация повести «Длинный день».
- 2006 — «Простая история», телевизионный фильм — экранизация повести «Паша и Павлуша».
- 2007 — «Лилии для Лилии», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Розовые розы».
- 2007 — «Единственному, до востребования», телевизионный фильм — экранизация рассказа «Свинячья победа».
- 2008 — «Птица счастья», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести.
- 2008 — «Своя правда», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
- 2009 — «Первая попытка», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
- 2009 — «Террор любовью», телевизионный фильм — экранизация одноимённой повести. В соавторстве с Майей Шаповаловой.
Библиография
- О том, чего не было (1969)
- Когда стало немножко теплее (1972)
- Летающие качели (1978)
- Ничего особенного (1983)
- Сказать — не сказать… (1991)
- Римские каникулы (1992)
- Почем килограмм славы (1993)
- Антон, надень ботинки! (1995)
- Можно и нельзя (1997)
- Этот лучший из миров (1998)
- Мужская верность (2002)
- Птица счастья (2004)
- Террор любовью (2006)
- Дерево на крыше (2009)
- Тихая музыка за стеной (2012)
- Короткие гудки (2012)
- Так плохо, как сегодня (2013)
- Сволочей тоже жалко (2014)
- Муля, кого ты привёз? (2015)
- Мои мужчины (2015)
- Немножко иностранка (2016)
Родители писательницы
Наша героиня родилась в интернациональной семье. Отец был евреем, его звали Самуил Зильберштейн. Мама была украинкой, звали ее Наталья. Она жила в Донецкой области. Самуила туда послали на практику. Там пара и познакомилась. Биография Виктории Токаревой связана с военными годами. Отец ее был коренным ленинградцем и работал инженером. Семья Зильбертштейн жила скромно, но счастливо. У пары родилось две дочери.
Мир был нарушен началом ВОВ. Отца призвали в армию. После войны он вернулся домой, но прожил всего несколько месяцев. Отец попал в госпиталь с сильными болями в животе, ему диагностировали рак пищевода. Вскоре в 1945 году Самуил Зильберштейн скончался.
Мать девочек очень любила мужа. Больше она замуж не вышла. Она затрачивала все свои силы на воспитание дочерей. Продолжительное время ей помогал старший брат мужа – Евгений.
Примечания[ | ]
- Почему Виктория Токарева начала писать истории о частной жизни?
- Шефтер Абрам Носонович на сайте «Память народа»
- Шефтер Евгений Николаевич на сайте «Память народа»
- Виктория удачи
- Надгробный памятник родителей на Преображенском еврейском кладбище
- Виктория Токарева (интервью) (неопр.) . Серебряный дождь (27 декабря 2014).
- Виктория удачи (интервью с писательницей): «Отец выхлопотал комнату на Лесном проспекте, на задворках Ленинграда ».
- Справочник «Весь Ленинград» (1934): «Инженер Самуил Насонович Шефтер, Лесной проспект, 37, корп 5, кв. 60 ».
- Самуил Шефтер в эвакуационных списках
- Наталья Хлопова в эвакуационных списках (1942)
- Виктория Шефтер в эвакуационных списках (1942)
- Регина Шефтер в эвакуационных списках (1942)
- Надгробный памятник на Преображенском еврейском кладбище: На памятнике датой рождения указан 1900 год. В учётной карточке на сайте «Память народа» указан 1895 год рождения.
- Е. Н. Шефтер на сайте «Память народа»
- Блокада в решениях руководящих партийных органов Ленинграда (стр. 163, 230, 265, 298, 326, 360 и 398): Е. Н. Шефтер значится директором ленинградского завода металлоизделий уже в июне 1941 года; в годы войны среди прочего завод под его руководством наладил для нужд фронта выпуск противогазов, фонарей «Летучая мышь», гильзовых патронов, деталей снарядов и другой амуниции.
- Подвиг народа: Ещё один дядя, подполковник Абрам Носонович Шефтер (1910—?), командовал артдивизионом во время Великой Отечественной войны и был награждён орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1945, 1951). Залман Носонович Шефтер (1903—1942) пропал без вести в феврале 1942 года.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1987 года № 8125 «О награждении тов. Токаревой В. С. орденом „Знак Почёта“»
Киноработы[ | ]
Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960-х годов. Сегодня на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых — адаптации её рассказов или книг, среди них — «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).
Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Александром Серым и Георгием Данелией), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелией) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Карьерный рост
В 1964 году был издан первый рассказ писательницы «День без вранья». Затем последовало 5 лет учебы на сценариста. После получения диплома вышел первый сборник «О том, чего не было».
В 1971 году Виктория становится членом союза писателей СССР. такой стремительный карьерный рост предал девушке сил, и она активнее начала издавать свои произведения. К 1990 году Виктория вошла в десятку самых известных писателей страны.

