Поклонники и коллеги вспоминают Аркадия Райкина: артист умер 20 лет назад

Детство Аркадия Райкина

Аркадий Исаакович Райкин родился в 1911 году в Риге. Семья, в которой чтились еврейские традиции, к театру не имела совершенно никакого отношения – отец, Ицик-Янкель Райкин, работал брокером в порту, а мать, Лея Райкина (Гуревич), была домохозяйкой. Аркадий был старшим ребенком в семье и родился через год после свадьбы Исаака и Леи. Позже в семье родились сестры Белла и София и младший брат Макс. Начальное образование Аркадий получил в еврейской религиозной школе – хедере. Позже семья переехала сначала в Рыбинск, где Райкин совмещал учебу в школе с занятиями в драматическом кружке, а затем – в Петроград.

image Аркадий Райкин родился в Риге в еврейской семьеПосле школы Аркадий Исаакович устроился на Охтинский химический завод лаборантом.

[править] Карьера

Родился 11 октября (24 октября) 1911 года в Риге в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина (1877—1942) и Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (в девичестве Гуревич; 1878—1965), акушерки.

Ещё в школьные годы занимался в драмкружке, участвовал в самодеятельных спектаклях.

В 1929 году устроился лаборантом на Охтинский химический завод.

В 1935 году закончил Ленинградский техникум сценических искусств (Российский государственный институт сценических искусств).

Затем был определён в мастерскую бывшего помощника В. Э. Мейерхольда В. Н. Соловьёва, режиссёра, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера.

Поступил на работу в Ленинградский Театр рабочей молодёжи (Театр имени Ленинского комсомола).

Одновременно с игрой в театре в 1938 году снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный».

Начинал свою актёрскую деятельность как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для Райкина не особенно успешно.

В ноябре 1939 года стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».

В том же 1939 году поступил в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Через 3 года стал художественным руководителем этого театра.

В годы войны давал концерты на фронте.

Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря».

В 1947 году — Заслуженный артист РСФСР.

В 1957 году — Народный артист РСФСР.

В 1962 году пригласил в свой театр одесситов Михаила Жванецкого и Романа Карцева.

В 1968 году — Народный артист СССР.

В 1980 году — лауреат Ленинской премии.

23 октября 1981 года — Герой Социалистического Труда.

В 1982 году театр Райкина переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 года получил название «Сатирикон».

Среди авторов, с которыми работал Райкин, были известные советские писатели-юмористы — Владимир Поляков, Марк Азов, Владимир Тихвинский, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Гинряры (Гиндин Михаил Маркович, Рябкин Генрих Семёнович и Рыжов Ким Иванович), Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Александр Хазин, Вениамин Сквирский, Семён Альтов, Марьян Беленький, Михаил Мишин и т. д.

Его миниатюры и спектакли отличались сатирической остротой, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.

Жена — актриса и литератор Руфь Марковна Иоффе (1915—1989). Дочь — актриса Екатерина Аркадьевна Райкина. Сын — актёр Константин Аркадьевич Райкин.

Умер 17 декабря 1987 года в Москве.

[править] Фильмография

[править] Актёр

  • 1933 — Первый взвод — солдат
  • 1939 — Огненные годы — Рубинчик
  • 1939 — Трактористы — пляшущий тракторист (эпизод)
  • 1939 — Доктор Калюжный — Эммануил (Моня) Шапиро (новоиспечённый врач)
  • 1941 — Валерий Чкалов — американский журналист
  • 1942 — Концерт фронту — киномеханик, ведущий концерта
  • 1954 — Мы с вами где-то встречались — Геннадий Владимирович Максимов
  • 1956 — Концерт артистов ленинградской эстрады и театров (фильм-спектакль)
  • 1957 — Знакомые картинки (мультипликационный) — играет самого себя , Лакировщик в розовых очках
  • 1958 — Человек многолик (словацк. Muz mnoha tvárí )
  • 1960 — На сон грядущий (фильм-спектакль)
  • 1961 — Баня (мультипликационный) — актёр
  • 1964 — Когда песня не кончается
  • 1964 — Голубой огонёк-1964 (фильм-спектакль)
  • 1965 — Новогодний календарь (новогоднее представление)
  • 1965 — В первый час (монологи «Из жизни многожёнцев» и «Кадры») — участник «Голубого огонька»
  • 1966 — Сказки русского леса — Хлестаков Иван Александрович (монолог, пародия на советского чиновника). В титрах фильма отмечен как Ан. Райкин.
  • 1967 — Адрес: Театр (фильм-спектакль)
  • 1967 — Аркадий Райкин — камео
  • 1967 — На два часа раньше (пантомима «Рыбалка»)
  • 1967 — Пополам (венг. Fele-Fele), музыкальный фильм-ревю) — камео
  • 1969 — Вчера, сегодня и всегда — художник Репкин / директор пуговичной фабрики Кругозоров / директор швейной фабрики Слоновников / пожарный Набатов
  • 1970 — Волшебная сила (киноальманах) (фильм 3, новелла «Волшебная сила искусства») — артист (бывший ученик Елены Сергеевны)
  • 1973 — Божественная комедия (фильм-спектакль) — камео
  • 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
  • 1974 — Люди и манекены — рассказчик-таксист (Василий Васильевич / Ошлёпкин)
  • 1975 — Аркадий Райкин — камео
  • 1985 — Королевский бутерброд — рассказчик
  • 1987 — Мир дому твоему — ведущий / директор завода музыкальных инструментов / респондент психолога / отец-артист / работник убыточного комбината / профессор Вишневецкий, отец Пети / докладчик

[править] Постановщик

  • 1974 — Люди и манекены
  • 1987 — Мир дому твоему

[править] Сценарист

  • 1974 — Люди и манекены

[править] Озвучивание

  • 1962 — Баня — читает текст
  • 1985 — Королевский бутерброд — читает стихотворение

[править] Участие в фильмах

  • 1960 — Аркадий Райкин: Редкие записи (часть 1)
  • 1961 — Бип остаётся в Ленинграде (документальный)
  • 1967 — Аркадий Райкин (документальный)
  • 1967 — Аркадий Райкин: Редкие записи (часть 2)
  • 1974 — Народный артист Аркадий Райкин (документальный)
  • 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
  • 1975 — Аркадий Райкин (Arkadi Rajkin ) (документальный)
  • 1979 — Огневой вы человек (документальный)
  • 1983 — Я возвращаю ваш портрет (документальный)
  • 1987 — Аркадий Райкин. Концерт в честь Артиста (последний выход на сцену)

Учеба и начало творческой работы

Родители были категорически против увлечения Аркадия театром. В Ленинградский техникум сценических искусств Райкин поступил против воли семьи. Учебу в техникуме совмещал с работой, а также брал частные уроки у артиста М. Савоярова, который высоко оценил талант юноши. Окончив техникум в 1935 году, по распределению попал в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), вскоре ставший Театром Ленинского комсомола.Аркадий Райкин – Тост за строителейВ кино дебютировал в 1938 году ролями сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», где его роли остались практически незамеченными. Вообще, начало кинематографической карьеры не было для Райкина успешным, и он вернулся к работе в театре.

В 1939 году Райкин неожиданно становится лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрадного жанра в Москве. Его танцевально-мимические номера «Мишка» и «Чаплин» покорили не только зрителей, но и жюри. После этого Райкина берут в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где он за три года делает успешнейшую карьеру от актера массовки до художественного руководителя. Во время войны Райкин с театром дает концерты на фронте.

Новое в блогах

Отыскать факт из биографии Аркадия Исааковича, доселе неизвестный широкой публике, вряд ли удастся биографам или журналистам, будь они хоть трижды гениальны. Райкин всегда был на виду и, хоть и не стремился выставлять свою личную жизнь напоказ, те, кто был знаком с ним лично, готовы часами рассказывать о своем кумире. А поклонники великого артиста часами готовы слушать истории из жизни Райкина и пересматривать спектакли и миниатюры в его исполнении снова и снова.

  1. Артистом Аркадий Райкин стал против воли родителей

Отец Райкина, Исаак Владимирович, был уверен, что его первенец, сын Аркадий, пойдет по научной стезе и прочил ему серьезную карьеру. Тем более, что некоторое время будущий актер работал лаборантом на Охтинском химическом заводе. Но это занятие так и не пришлось Аркадию Исааковичу по душе. Он с самого детства тяготел к сцене, к театру, занимался в драмкружке еще со школы.

Вопреки воле родителей Аркадий Райкин поступил в Ленинградский техникум сценических искусств, параллельно с учебой брал частные уроки у известного артиста того времени, признанного мастера музыкальной эксцентрики, Михаила Савоярова. В итоге, сразу после окончания техникума, Райкин по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Еще через четыре года молодой артист стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, понял, что драма – это не его призвание, и перешел в Ленинградский театр эстрады и миниатюр. А еще спустя три года Райкин стал худруком театра.

Аркадий Райкин всегда мечтал стать артистом Фото: сайт lichnosti.net
  1. На конкурсе, определившем судьбу артиста, выступление Райкина чуть не сорвали

Аркадия Исааковича частенько сравнивают с Чарли Чаплиным. К примеру, Леонид Ярмольник в одном интервью сказал: «Мир не ценит наследие и традиции Аркадия Райкина. А ведь он – настоящий русский Чаплин. Райкин до сих пор является высочайшим ориентиром для эстрады с точки зрения вкуса. В нем все было настолько гармонично, что до сих пор не родилось ни единого деятеля эстрады, который мог бы с ним сравниться». Эту цитату мы приводим к тому, что на Всесоюзном конкурсе, определившем судьбу артиста, Райкин изображал именно Чарли Чаплина. И тогдашний мэтр эстрадного жанра Николай Смирнов-Сокольский, по его словам, решил юного артиста испытать. Больше, правда, было похоже, будто заслуженный артиста решил подложить свинью более молодому конкуренту. Николай Павлович спрятал трость, необходимую для номера Райкина. Тот был вынужден метаться по всему театру в поисках чего-то хоть отдаленно напоминающего трость. Добыть Райкину удалось лишь какую-то палку у гардеробщиц. И даже с таким убогим реквизитом выступление Аркадия Исааковича имело колоссальный успех.

Худруком театра юмора и сатиры Аркадий Исаакович стал в 31 год Фото: сайт ruskino.ru
  1. Аркадий Райкин тайно слушал «Голос Америки»

Михаил Жванецкий, который имел честь работать вместе с Райкиным, отзывался о нем очень тепло. В частности, рассказывал о совместных гастролях в Азербайджане: «…Нам была выделена специальная квартира в центре Баку, и Аркадий Райкин тайно слушал «Голос Америки», при этом постоянно трогал антенну радиоприемника, чтобы усилить эффект приема передач. Как известно, тогда «Голос Америки» приглушался…»

Михаил Михайлович рассказал и забавную историю о Райкине – сатирик все-таки. Оказывается, Аркадий Исаакович очень внимательно относился к своему питанию. «В ресторане в Баку он постоянно бегал на кухню, проверял, как готовят, хотя все было свежо и отменно. За столом он руководил приготовлением. Когда мы с труппой садились за стол, он говорил, что можно не беспокоиться – он все проверил», — рассказывал Михаил Жванецкий о легендарном коллеге.

Талант Райкина к перевоплощениям до сих пор удивляет зрителей Фото: кадр из фильма «Люди и манекены»
  1. Аркадий Райкин был не в ладах с властью

Несмотря на то, что Леонид Ильич Брежнев был большим поклонником творчества юмориста, Аркадий Райкин умудрился нажить себе во власти врагов. В 1970 году партийным руководителем Ленинграда стал Григорий Романов, который люто невзлюбил и Ленинградский театр эстрады и миниатюр в целом, и Аркадия Райкина в частности. Современники потом говорили, что Романов давил на худрука, запрещал ему появляться на телевидении и радио. И партийному чиновнику все-таки удалось выжить Райкина и его театр и Ленинграда. Было решено переехать в Москву, причем генеральный секретарь, Леонид Брежнев, поддержал это решение. Сейчас Ленинградский театр известен как Российский государственный театр «Сатирикон». Управляет им сын Аркадия Исааковича Константин Райкин.

К слову, именно Григорий Романов, партийный функционер, вручал в 1981 году Райкину орден Ленина. Такая вот ирония.

«Интеллигентный», «харизматичный», «артистократичный» и «элегантный» — такими эпитетами чаще всего награждали артиста Фото: кадр из фильма «Люди и манекены»
  1. Дочь Аркадия Райкина считает, что в смерти ее легендарного отца виновата квартира в Москве, предоставленная семье властями

Аркадий Исаакович умер, когда ему было 76 лет. Возраст почтенный, но родственники артиста считают, что он мог стать настоящим долгожителем, как и его сестры – Белла дожила до 93 лет, а Соня – до 96. Екатерине Аркадьевне сейчас 75 лет. И она склонна видеть в смерти своего отца мистические причины.

В последние годы своей жизни Аркадий Исаакович очень сильно болел. Каждый выход на сцену становился для него настоящим подвигом. Его жена, Руфь Марковна, тоже была тяжело больна – перенесла инсульт, после которого левое полушарие мозга так и не восстановилось. Екатерина Аркадьевна говорила, что причиной недугов ее родителей могла стать квартира в Благовещенском переулке, в Москве. «В ней как-то сразу все себя стали плохо чувствовать. Папа вообще не мог там спать! После смерти матери я по совету невестки пригласила в квартиру женщину, чтобы она «почистила» ее. Она обошла все стены жилища с церковной свечой в руках. И свечка в это время так страшно трещала, что у нас глаза на лоб лезли! А после окончания процедуры свеча просто исчезла, растаяла…», — Екатерина Райкина видела это все своими глазами. И очень жалеет, что не продала эту квартиру раньше, еще до того, как не стало ее родителей.

На могиле великого артиста почти всегда — свежие цветы Фото: сайт wikipedia.ru

Послевоенные годы

По окончании Великой отечественной войны Райкин вместе с возглавляемым им Театром миниатюр возвращается в Ленинград. Параллельно с театральной деятельностью он снова пробует себя в кинематографе, снимаясь в нескольких картинах, которые также оказались практически незамеченными зрителем. В то же время его сценические работы пользуются все возрастающей популярностью. Театральные программы, созданные совместно с сатириком В. Поляковым – «На чашку чая», «Откровенно говоря», «Не проходите мимо» — становятся в исполнении Райкина настоящими шедеврами. Он выступает с ними на радио и телевидении. В те годы о Райкине начинают говорить как о мастере сценического перевоплощения – он способен мгновенно менять облик, манеру поведения, создавать ряд образов различного, часто прямо противоположного характера.

Аркадий Райкин перевоплощался в своих миниатюрахЧерез некоторое время Аркадий Исаакович снова снимается в кино. Режиссер М. Слуцкий приглашает Райкина в фильм-концерт «Концерт фронту». Райкин исполняет роль киномеханика, прибывшего на фронт в одну из действующих частей, где ему предстоит принять на себя обязанности конферансье. По сути, фильм являлся экранизацией эстрадных номеров, исполнявшихся на фронте во время войны – кроме Райкина, свои фронтовые выступления для фильма повторили Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Третья попытка «подружиться» с кинематографом оказалась успешной, и далее следуют знаменитые «Мы с вами где-то встречались», «Когда песня не кончается».

Многосерийный телесериал «Люди и манекены», созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, стал вершиной кинематографической карьеры Аркадия Исааковича. Кроме Райкина, в фильме снялись актеры его театра Виктория Горшенина, Владимир Ляховицкий, Наталья Соловьева, Ольга Малоземова, Людмила Гвоздикова и Максим Максимов (Макс Райкин), младший брат Аркадия. В этом телесериале было экранизировано большинство лирических и остросатирических образов Райкина, в разные годы появлявшихся на сцене его Театра миниатюр.Аркадий Райкин — сценка «Пивная»

Аркадий Райкин – звезда советской эстрады

30 лет назад – 17 декабря 1987 года ушел из жизни знаменитый советский актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер и юморист Аркадий Исаакович Райкин. Аркадий Райкин был уважаемым артистом и мастером мгновенного перевоплощения на сцене. Исполнитель монологов, фельетонов и скечтей, удивительный конферансье – он навсегда вошел в историю советской эстрады и юмора. Его миниатюры и спектакли были пронизаны сатирой и отличались остротой в сравнении с другими артистами эстрады того времени, оставаясь при этом всегда интеллигентными и корректными.

Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 ноября по новому стилю) 1911 года в городе Рига Лифляндской губернии (сегодня столица Латвии). Отец будущего сатирика Исаак Давидович Райкин работал в Рижском порту и был бракёром строительного леса, его жена Лея (Елизавета Борисовна) была акушеркой. Аркадий был старшим ребенком в семье, родители оформили брак за год до его рождения. После него на свет появились две сестры Белла и Софья, а в 1927 году – брат Максим, который в дальнейшем стал актером Максимом Максимовым.

В пятилетнем возрасте родители увезли Аркадия из Риги, так как она превратилась в прифронтовой город. При этом он сохранил в своей памяти атмосферу дома №16 по улице Мельничной (сегодня – Дзирнаву). Семья Райкиных переехала в город Рыбинск, где находилось новое место работы отца. Именно в Рыбинске прошло детство Аркадия Райкина, именно здесь он в девятилетнем возрасте впервые вышел на любительскую сцену. Дома увлечения Аркадия не поддерживали, против карьеры артиста выступал отец. Однако, смирившись с тем, что делает его сын, было решено, что для еврейского мальчика благороднее заняться музыкой, поэтому ребенку купили скрипку. При этом скрипачом и музыкантом он так и не стал.

Из Рыбинска семья Райкиных переехала в Петроград, это произошло в 1922 году. В северной столице Аркадий очень полюбил посещать Академический театр драмы. Для того чтобы покупать билеты в театр, он тайно продавал свои учебники и тетради, за что часто получал трепку от отца. Райкин учился в одной из старейших и лучших школ города – сегодня это школа №206. Уже в школе раскрылся его творческий характер. Помимо сцены мальчика привлекала живопись. На уроках изобразительного искусства он поражал учителей не только своей техникой, но и глубиной мысли, которая была в его работах. Поэтому долгое время он не мог определиться с тем, какую профессию выбрать: актера или живописца.

Стоит отметить, что еще в детстве будущий сатирик очень серьезно заболел. В 13-летнем возрасте он так сильно простыл на катке, что заработал страшную ангину, которая дала осложнения на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он победил болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Болезнь наложила отпечаток на всю его жизнь. Он очень сильно изменился, много читал и научился сосредоточенно думать. В будущем он работал даже неподвижно, когда трудоспособен был лишь мозг, который изобретал целые спектакли, монологи, диалоги, когда мысль полностью заменяла все движения. А тогда в 13-летнем возрасте ему заново пришлось учиться ходить.

К весне, когда боль в суставах ушла, Райкин встал с постели и оказался на голову выше своей матери. При это он не мог ходить. Отец сажал его к себе на плечи, как маленького, и сносил во двор вниз с шестого этажа. Во дворе к нему сбегались дети, смотрели на него выросшего, а он пытался ходить на своих непривычно длинных, неловких, словно новых ногах. Болезнь, которую он победил, отняла у него тогда почти год жизни, оставив после себя не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца.

В 1929 году в 18-летнем возрасте Аркадий устроился работать лаборантом на Охтинский химический завод, а уже в следующем году поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский техникум сценических искусств, выбрав для себя актерскую стезю. При этом документы в техникум он подал вопреки желанию своих родителей. Из-за этого в семье разразился настоящий скандал, и Аркадию пришлось порвать с семьей, он даже ушел из дома. Учебу в техникуме сценических искусств он совмещал с работой, дополнительно он брал частные уроки у артиста Михаила Савоярова, который очень высоко ценил талант Райкина. Окончив техникум в 1935 году, Аркадий Райкин по распределению попал в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), который достаточно быстро стал Театром Ленинского комсомола.

В том же 1935 году Аркадий Райкин женился. Его избранницей стала актриса Руфь Марковна Иоффе, которую он ласково называл Рома. Вскоре в их семье появится дочь Екатерина, которая в будущем будет женой трех знаменитых актеров – Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля, а сын данной семейной пары Константин Райкин пойдет по стопам отца и сам станет легендарным артистом. В настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», который был создан его отцом.

Летом 1937 года Аркадия Райкина снова настигла болезнь – вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице, в которую его положили, врачи снова предрекали ему самый тяжелый исход, они не верили, что он выживет. Однако Райкин победил болезнь и на этот раз, правда из больницы он выписался уже абсолютно седым человеком и это в 26 лет. Спустя некоторое время Аркадий встретил на Невском проспекте Сергея Владимировича Образцова, тот очень удивился, увидев его полностью седую голову, и посоветовал Райкину покраситься, чтобы не выглядеть стариком в 26 лет. Артист послушался его совета и в чем-то даже испортил себе жизнь, на долгие годы став «рабом» парикмахеров. В условиях многочисленных гастролей ему приходилось красить голову в различных городах СССР. Так как хороших красителей в стране просто не было, в случайных руках парикмахера волосы Райкина, как у настоящего клоуна, часто приобретали странный оттенок, становясь то рыжими, то зелеными или вовсе фиолетовыми. Но при этом по свидетельствам очевидцев, болезнь и состояние здоровья Райкина никогда не были препятствием для его актерской деятельности.

В 1938 году Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», однако его роли в этих фильмах остались практически незамеченными. Начало кинематографической карьеры Аркадия Райкина трудно было назвать успешным, поэтому он вернулся к работе в театре. На эстраде Райкин выступал еще в студенческие годы, главным образом на концертах для детей. В ноябре 1939 года к артисту пришло настоящее признание, Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив со своими номерами «Чаплин» и «Мишка». Два его танцевально-мимических номера покорили не только зрителей, но и членов жюри конкурса. После успеха на конкурсе его берут на работу в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором за три года Райкин сделает успешную карьеру, пройдя путь от актера массовки до художественного руководителя тетра.

Войну артист встретил в Днепропетровске, куда приехал с театром на гастроли за несколько часов до ее начала. Гастроли так и не начались. Предвидя опасность для артистов, Первый секретарь Днепропетровского горкома партии Брежнев лично добился выделения артистам отдельного железнодорожного вагона, они успели выехать назад в Ленинград буквально за час до первой бомбардировки Днепропетровска. В ходе воздушного налета здание вокзала и окрестности были серьезно повреждены. В годы войны в составе фронтовых бригад артистов Райкин исколесил почти всю страну, выступая и на передовой, и в тылу перед ранеными. Позднее он вспоминал, что за 4 года проехал много тысяч километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана.

В годы войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте под названием «Концерт фронту», съемки проходили в ноябре 1942 года в Москве. В этой работе Аркадий исполнил роль киномеханика, который прибыл на фронт в одну из действующих частей, где ему предстояло примерить на себя обязанности конферансье. Данная картина была, по сути, экранным воплощением эстрадных номеров, которые были исполнены на фронте в годы войны. Помимо Райкина свои фронтовые выступления повторили в нем Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Лидия Русланова.

После завершения Великой Отечественной войны Аркадий Райкин продолжил свою работу в Театре миниатюр, а также успел сняться в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым руководил Райкин, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Налаживались и его попытки «подружиться» с кинематографом. Картины «Мы с вами где-то встречались» (1954 год), «Когда песня не кончается» (1964 год) и многосерийный телесериал «Люди и манекены» (1974 год), созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, были вершиной его карьеры в кино, которая все-таки была не такой успешной, как сценическая и театральная. Помимо Райкина в «Людях и манекенах» снялись актеры его театра Виктория Горшенина, Владимир Ляховицкий, Наталья Соловьева, Ольга Малоземова, Людмила Гвоздикова и Максим Максимов (младший брат – Аркадий Райкин). В этом телесериале удалось экранизировать большинство остросатирических и лирических образов Райкина, которые в разные послевоенные годы появлялись на сцене его Театра миниатюр.

Очень успешной был и послевоенная театральная деятельность Аркадия Райкина. Совместно с писателем-сатириком В. С. Поляковым были созданы отличные театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались очень большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик. Аркадий Райкин создал целое созвездие совершенно разных, но при этом очень ярких образов, прослыв непревзойденным мастером сценического перевоплощения.

Аркадий Райкин много и успешно сотрудничал со своими коллегами по творческому цеху. К примеру, находясь на гастролях в Одессе, он встретился там с молодыми комиками Михаилом Жванецким, Романом Карцевым, Людмилой Гвоздиковой, Виктором Ильиченко. Совместно они создали ряд очень запоминающихся эстрадных сценок, из которых самой известной стала концертная программа под названием «Светофор».

Как впоследствии неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, сатирик был едва ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто демонстрировать на театральной сцене, как портят человека вседозволенность и власть. Отношения с советской властью у Райкина всегда были достаточно своеобразными. Его очень любили большие начальники, однако ненавидели средние, с которыми он часто конфликтовал. Практически все его миниатюры отличались остротой, что было особенно заметно в сравнении с другими советскими артистами эстрады того же временного периода. Однако, как отмечали советские критики, миниатюры Райкина всегда были корректны и интеллигентны. Любое появление Райкина на сцене и экране во времена существования СССР было праздником. Наверное, именно по этой причине для многих граждан Советского Союза Аркадий Райкин – это часть их души, часть эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно.

Аркадий Райкин никогда специально не добивался наград или званий, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Так Звание народного артиста СССР Райкин получил в 58 лет, когда, по сути, давно уже являлся настоящим народным артистом. На Ленинскую премию артиста выдвигали два раза. Впервые еще в середине 1960-х годов за его спектакль «Волшебники живут рядом». Однако выдвижение Райкина, несмотря на письма многочисленных зрителей его спектаклей, не было поддержано соответствующими «инстанциями». Лишь в последние годы своей жизни он получил Ленинскую премию (1980 год), а в 1981 году и звание Героя Социалистического Труда.

Всю свою жизнь Аркадий Райкин мотался с гастролями по стране и миру, в 1965 году он даже выступал в Лондоне. Много лет он жил между двумя главными городами страны – Москвой и Ленинградом. В тот момент, когда отношения артиста с партийным руководством города на Неве, окончательно расстроились, он попросил у Леонида Брежнева разрешения переехать вместе с театром в столицу. Получив разрешение, Аркадий Райкин в 1981 году вместе с театром переехал в Москву. Меньше чем через год после этого появляется новый спектакль, теперь уже московского театра Аркадия Райкина «Лица» (1982 год), в 1984 году вышел спектакль «Мир дому твоему». В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр, возглавляемый Райкиным, получил новое имя «Сатирикон», под которым известен и сегодня.

Выходя на сцену в последние годы своей жизни, Райкин буквально совершал подвиг. Ему трудно было начать говорить – все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр и начинал их разминать. Лицо всегда живое и отличающееся яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились, это замечали даже зрители, которые писали письма о том, что любят его и считают, что о не должен больше выходить на сцену, уделяя внимание заботам о своем здоровье. Но родные прятали от него эти письма. Как вспоминала его дочь, если бы письма показали отцу, он бы, наверное, завтра же и умер, а на сцене он всегда возрождался.

Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, он скончался от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия Райкина театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя.

По материалам из открытых источников

Гастроли Аркадия Райкина

Гастролируя по Союзу, в 1962 году Аркадий Райкин попадает в Одессу. Там, в столице юмора, он замечает блестящих молодых актеров одесского театра «Парнас-2» Михаила Жванецкого, Виктора Ильченко и Романа Карцева. Райкин приглашает их работать в своем Театре миниатюр, где они становятся известными советскому зрителю. Наиболее запоминающейся стала поставленная в 1969 году Райкиным и Жванецким программа «Светофор», которая приносит Жванецкому популярность. В том же году одесситы уходят из Театра миниатюр и начинают собственную эстрадно-артистическую карьеру.

Райкин, стремительно набирающий известность, гастролирует не только по Советскому Союзу, но и за рубежом. В 1965 году вместе с театром Аркадий Исаакович едет в Англию, где пользуется невероятным успехом. Там, в Лондоне, он встречается со своим двоюродным братом – Бруно Райкиным, известным южноафриканским пианистом, аккомпаниатором Поля Робсона. Эта их встреча была единственной, после чего жизненные пути знаменитых родственников более не пересекались.

Аркадий Райкин играл в театре и в кино

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

Переезд в Москву

Театральные работы Аркадия Райкина того времени отличались острой сатирой, не выходившей при этом за рамки политкорректности и интеллигентности. Однако некоторые постановки все же приводят к конфликту с партийным руководством Ленинграда. Райкин просит у Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву.

Переезд театра в столицу состоялся в 1982 году и занимает помещение кинотеатра «Таджикистан». Театр переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон». «Сатириконом» Аркадий Райкин руководит недолго – в декабре того же года он умирает от последствий ревмокардита. Смерть наступила 17 (по другим данным – 20) декабря 1987 года. Буквально за несколько месяцев до смерти Аркадий Райкин заканчивает работу над своей последней киноролью – телеспектаклем «Мир дому твоему», в процессе работы над которым маэстро выступил также в качестве режиссера.

Похоронен Аркадий Исаакович Райкин на Новодевичьем кладбище Москвы. После его смерти руководство театром взял на себя сын Райкина – Константин Аркадьевич. Вскоре «Сатирикону» было присвоено имя гениального руководителя.

Post Views: 13

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ЕЖИЧКА

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! ♥ღ♥Аркадий Райкин: откровения личного биографа артиста♥ღ♥

«Эта страшная баба чуть не покалечила меня! Она повисла у меня на шее, она растрепала мне даже брови! Она чуть не оторвала мне руку! Она весит как дельфин…» — рассказывал Райкин о встрече с женой одного генерала», — вспоминает Елизавета Уварова, личный биограф Аркадия Райкина. Увидев меня, Райкин остановил разговор с артистами, встал и посмотрел на меня пронзительным, жгучим взглядом так, что я инстинктивно пригнулась… Все замерли, в гримерке установилась тишина. Одна я понимала, почему он так себя ведет. Дело в том, что в то время Райкин был увлечен идеей написать мемуары и стал уговаривать меня поработать над ними вместе. Я тогда много писала о театре, и ему нравилось, как я это делаю. Он вообще был увлекающимся человеком, но быстро остывал. Очаровывался новыми знакомыми, новыми артистами своего театра, новыми авторами… Когда он был увлечен человеком, то даже говорил его словами, с его интонациями, и все видели — у худрука появился новый «фаворит». Но старички в театре понимали, что это ненадолго. «Влюбившись» в очередного актера или режиссера, Райкин убеждал окружающих: «Этот человек понимает специфику нашего театра и очень нам подходит!» Уже через несколько дней его настроение менялось: «Он не все правильно понимает». Потом: «Он ничего не смыслит!» Ну, а разочаровавшись в человеке, Аркадий Исаакович просто переставал его замечать… Зная об этой его особенности, я всячески оттягивала, откладывала свой ответ насчет мемуаров… Но тут мне было не избежать встречи с Аркадием Исааковичем, потому что мы оба пришли на спектакль Марка Розовского и встретились у него в грим-уборной. Увидев этот взгляд Райкина, я не могла поступить иначе, я сказала: «Аркадий Исаакович, я сделаю все, что вы захотите!» Так началось наше долгое сотрудничество и дружба…

Аркадий Исаакович с женой Руфью Марковной прожили вместе больше 50 лет. (Начало 50-х) Каждая наша встреча была для меня событием. Райкин всегда был подтянут, элегантен, женщины сходили по нему с ума. Особенного шарма добавляла загадочная седая прядь на черной как смоль голове. Тайну ее происхождения я узнала не сразу. Говорили, что седая прядь появилась у Райкина уже в зрелые годы в результате каких-то сильных переживаний, стресса. Но оказалось, что он поседел, причем полностью, в 26 лет. Тогда у Райкина случился приступ ревматизма, и он попал в больницу. Ну а уж там выяснилось, что у него, кроме прочего, еще и сердце больное. Врачи считали его безнадежным. К тому же то лето выдалось очень знойным, а кондиционеров тогда не было. В больничной палате можно было задохнуться от жары. И вскоре Аркадий почувствовал себя очень плохо. Дежурный врач поднял тревогу, сбежались медики, стали делать какие-то уколы. Чем окончательно напугали больного. В полубреду Райкину пришла в голову мысль, что если он теперь уснет, то вообще не проснется. Он всю ночь не давал себе спать, но под утро все-таки сдался. А когда проснулся — уже бодрый, в хорошем настроении, явно выздоравливающий, — взял в руки зеркальце и увидел себя совершенно седым. Поседел за одну ночь! С тех пор он был вынужден краситься, чтобы не выглядеть стариком. Хороших специалистов по окраске волос в 30—40-е годы было мало. И красители — ужасающего качества. Поэтому Райкин иногда становился фиолетовым или рыжим. Но в конце концов он все-таки нашел своего мастера, к которому ходил много лет. Этот мастер и придумал оставлять одну седую прядь — как элегантную деталь. А с 70-х годов Райкин вообще перестал краситься, и оказалось, что благородная седина идет ему больше всего.

«У него случались иногда приступы ревности к своим же актерам. И на десятилетия в Театре миниатюр задерживались только те, кто понимал, что они не должны быть ярче Райкина. Если Аркадия Исааковича с кем-то хотели поссорить, достаточно было сказать: «Посмотрите, этот артист уже популярнее вас». (Сцена из спектакля Ленинградского театра миниатюр «Его величество театр». 1981 г.) Начав работать над мемуарами, я стала постоянно бывать в театре и видела, как Райкин работает. А работал он (репетировал, писал тексты) 24 часа в сутки! Актеры Театра миниатюр трудились в том же бешеном ритме. Для них не существовало ни отпусков, ни болезней. Выходили на сцену и с высокой температурой, и со сломанными руками-ногами… При этом Райкин был категорически против всякой «подработки» и каких-либо съемок в кино. На все актерские просьбы отпустить — по любой причине — Аркадий Исаакович отвечал: «У нас нет дублеров. Ты должен выбирать: работаешь в театре или нет». В те годы каждый актер в труппе был уникальным человеком, замены которому не предполагалось. Кроме того, были вещи, которых Аркадий Исаакович совершенно не прощал. Например, он не терпел пьющих. Если актер хоть раз приходил в театр выпивши, следовало увольнение. Сам Аркадий Исаакович не пил и искал таких же людей. О Театре миниатюр говорили: «Это единственный театр, который твердо стоит на ногах!» Был случай, когда Райкин сделал исключение для артиста, недавно принятого в театр. Выяснилось, что тот попивает. Но Аркадию Исааковичу не хотелось его увольнять — уж очень хорош! И вот он увидел, что артисту несут в гримерку стакан водки из буфета. Райкин поймал буфетчика: «Это что?» — «В-в-вода», — испуганно произнес буфетчик. «А меня как раз мучает жажда!» Взял и выпил стакан водки — как воду, медленными глотками. А ведь он терпеть не мог алкоголь! Артист был пристыжен и больше себе такого в театре не позволял. Ну а Аркадий Исаакович пришел в свой кабинет, рухнул на диван и сразу же заснул.

«Особенно удавались Райкину переодевания. Актеры рассказывали, что на гастролях он, бывало, пропадет во время ужина, а потом появится в костюме роскошной дамы. Для таких случаев Райкин пользовался косметикой жены. И начиналась импровизация, которой все подыгрывали!» (С сыном Константином. 1987 г.) Как бы Райкин ни рассердился, он никогда ни на кого не кричал. У него были другие методы. Он сразу переходил на «вы» и смотрел не тебе в глаза, а куда-то поверх головы. Начинал говорить очень тихо: «Это вам не областная филармония, а Государственный театр миниатюр». Михаил Жванецкий рассказывал мне, что Райкин кричал ему на репетициях: «Это вам не Одесса! Здесь эти номера не проходят». Беда в том, что у него случались иногда приступы ревности к своим же актерам. И на десятилетия в Театре миниатюр задерживались только те, кто понимал, что они не должны быть ярче Райкина. Премьер в театре был только один! И если Аркадия Исааковича с кем-то хотели поссорить, достаточно было сказать: «Посмотрите, этот артист уже популярнее вас». В Аркадии Исааковиче было удивительное сочетание: к своим артистам он относился очень требовательно, даже жестко. В театре его боялись. Но с обычными людьми — поклонниками, зрителями — он был очень деликатен и даже робок. Если Райкину что-то не нравилось — разве что намеком мог это показать. Например, однажды Зиновий Гердт с женой Аркадия Исааковича, Руфью Марковной (все звали ее Ромой), засиделись в гостиной двухкомнатного гостиничного номера Райкиных до пяти утра. Разговаривали, травили анекдоты и мешали Райкину спать. И вот, как вспоминала Рома, из спальни появляется муж — в своем лучшем парадном костюме, с тростью, в шляпе… Рома испугалась: «Аркашенька, милый, ты куда собрался в пять утра?!» — «Так у нас же гости!» Сел в кресло и посмотрел со своей мягкой «светской» улыбкой на Гердта. Зиновий Ефимович мгновенно понял намек: «Я, пожалуй, пойду».

«Несмотря на веселый характер, просто так Райкин хохмить не любил. Особенно его обижало, если в гостях его просили: «А теперь представьте нам что-нибудь!» В таких случаях он говорил: «Приходите завтра на спектакль». (На съемках фильма «Люди и манекены». 1974 г.) Но такие методы совершенно не действовали на людей неинтеллигентных. И Райкин становился абсолютно беспомощен. Нередко ему досаждали жены высокопоставленных чиновников, которые после спектакля приходили за кулисы в стремлении пообщаться с артистом. Райкин страдал молча. Он не любил телесного контакта, на репетициях не позволял актерам даже тронуть себя за плечо… Но когда это делали поклонницы — терпел. И только потом, в своем кругу, мог эмоционально рассказывать: «Эта страшная баба чуть не покалечила меня! Она повисла у меня на шее, она растрепала мне даже брови! Она чуть не оторвала мне руку! Она весит как дельфин…» А во времена Хрущева Райкину приходилось общаться и с простыми людьми, которые входили в комиссии по приемке спектаклей. Однажды в такую комиссию вошла заслуженная колхозница-свекловод по фамилии Заглада. Совершенно не разбираясь в искусстве, она тем не менее позволяла себе высказывать свое мнение и советовать, что Райкину нужно говорить со сцены… В таких случаях Аркадий Исаакович говорил: «Мне было стыдно… за этого человека». Стыдно ему было и за многочисленных аферистов, которые писали письма «богатому Райкину», прося у него денег, и даже приходили к служебному входу театра. Рассказывали какие-то легенды, прикидывались сиротами, отставшими от поезда… И Райкин, как правило, давал деньги. Хотя слухи о его богатстве были чистым мифом. Как руководитель театра он получал 300 рублей. На это жила вся семья, потому что жена практически не работала, дочь еще училась, а сын Костя и вовсе был маленьким. «Руфь Марковна была его глазами, руками — всем! Все, кто искал заступничества, что-то хотел попросить, бежали к ней». (С женой в спектакле Ленинградского театра миниатюр. 1963 г.) При всей своей интеллигентности Аркадий Исаакович умел быть хитрым дипломатом. А иначе как пройти утверждение сатирических, злободневных номеров в Управлении культуры? Райкин знал: чем позже текст попадет к чиновникам, тем меньше будет замечаний. И когда заканчивал очередной спектакль и у него требовали прислать текст, начинались отговорки: «Текст дорабатывается», или «Райкин уехал». Иногда, когда дело касалось особо острой миниатюры, текст в самый последний момент бывал «утерян», и его «восстанавливали». Кроме того, Райкин специально вставлял в миниатюры недопустимые обороты, которые перетягивали на себя внимание. Их он потом соглашался убрать, зато остальное не трогали. В итоге кто только не писал на Райкина жалобы, посчитав себя обиженными. То пожарные, то портные, то истопники. Но Аркадий Исаакович относился к таким вещам с мудрым спокойствием и никогда не поддавался на давление. «Если так пойдет, у меня не останется тем для номеров!» — говорил он мне. Однажды, в конце 40-х, им на домашний адрес пришла повестка. Аркадия Исааковича вызывали к начальнику милиции Ленинграда. А ведь это было время, когда шла новая волна арестов, и ничего хорошего повестка не предвещала. Тем более что Райкин один раз уже сидел в тюрьме — в 1928 году. И хоть было это очень недолго, Райкин испугался на всю жизнь. Получив повестку, они с женой не спали всю ночь. И вот утром является Райкин к милицейскому начальнику, а тот его спрашивает: «Почему вы дискредитируете милицию?» — «Как так?» — «Вы как составляли протокол?» — «Господи, какой протокол я мог составлять?» — «Да в своем спектакле!» Оказывается, начальнику не понравилось, как Райкин играет милиционера, который не мог выговорить «Гнездниковский переулок». Но и в этом случае никаких изменений в программу Аркадий Исаакович вносить не стал… Что касается тюремного заключения Райкина в молодости, этот факт его биографии я открыла случайно. Когда мы работали над мемуарами, я посчитала, что из нашей с ним книги выпал год. Я спросила Аркадия Исааковича: «Где вы были в 1928 году?» Он сначала неохотно, потом подробнее стал мне рассказывать о том, что с ним произошло. Молодой и никому еще тогда не известный Райкин приехал в Москву, чтобы побывать в столичных театрах. Денег у него не было, но он приспособился проникать в залы без билета. И однажды умудрился попасть на какой-то особо закрытый правительственный концерт. На входе все прошло гладко, а на выходе Райкина поймали: там нужно было предъявлять спецпропуск. Его обвинили в шпионаже. Бесконечно допрашивали: по чьему заданию он следил за членами правительства? Продержали в Бутырке год. Но в результате все-таки выпустили…

«Райкин поседел за одну ночь еще в молодости и долгое время красил волосы. Но в какой-то момент перестал это делать, поскольку благородная седина ему шла». Иногда задумываюсь: почему сейчас так мало пишут о Райкине? Просто потому, что очень немногие люди входили в его близкий круг. И хотя дом Райкиных всегда был открыт для гостей, по-настоящему близких людей у Аркадия Исааковича было только трое: писатель Лев Кассиль, турецкий коммунист Назым Хикмет, который нашел пристанище в СССР, и певец Леонид Утесов. Причем Райкин тогда жил в Ленинграде, и виделись они с Утесовым не так часто. Леонид Осипович был старше Райкина на 16 лет, и поэтому Аркадий Исаакович всегда называл его на «вы», хотя Утесов говорил ему «ты». У самого Леонида Осиповича внуков не было, дочь давно выросла, а ему очень хотелось о ком-то заботиться. А у Райкина подрастал сын. И вот Утесов сказал: «Косте надо дышать свежим воздухом» — и пригласил Райкиных летом пожить на своей подмосковной даче. И Костя во Внуково замечательно рос. Утесов туда к ним приезжал. Как-то он заметил, что Косте нравится лошадь, на которой вывозят мусор. Леонид Осипович познакомился с мусорщиком и договорился, чтобы Костя на лошади прокатился. Правда, в процессе переговоров Утесов так подружился с хозяином коня, что в следующие свои приезды много времени стал уделять ему. Райкин недоумевал: «О чем вы можете говорить с этим человеком?» Леонид Осипович ответил: «О Бернарде Шоу…» К сожалению, в последние годы дом Райкиных стал более закрытым, потому что у жены Аркадия Исааковича случился инсульт. Они стали жить замкнуто, уже не устраивались шумные застолья.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Понедельник - воскресенье: 10:00 - 22:00