Вы находитесь на сайте «Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии»
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: | Текст унаследован из Википедии |
Екатерина Райкина | |
Имя при рождении: | Екатерина Аркадьевна Райкина |
Дата рождения: | 15 апреля 1938 (75 лет) |
Гражданство: | Россия |
Профессия: | Актриса |
Награды: | Шаблон:Заслуженный артист Российской Федерации |
IMDb: | ID 0707433 |
Екатери́на Арка́дьевна Ра́йкина
— российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР.
Семья
- Брат — Константин Аркадьевич Райкин (род. 1950), актёр; народный артист РФ (1992), лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002).
- Первый муж (1958—1960) — Михаил Михайлович Державин (1936—2018), актёр, народный артист РСФСР (1989).
- Второй муж (1961—1964) — Юрий Васильевич Яковлев (1928—2013), актёр, народный артист СССР (1976). Сын — Алексей Яковлев (род. 1961), актёр Театра им. Ермоловой, затем ушёл в бизнес. Играет в спектаклях драматической труппы «Блуждающие звёзды». Внучка — Елизавета Алексеевна Яковлева (род. 2004).
Третий муж — Владимир Николаевич Коваль (1942—2013), актёр Театра им. Вахтангова, заслуженный артист РСФСР (1987).
‘Маме было больно, но она терпела’
— ОТЕЦ делился с вами своими проблемами?
— Конечно, делился. И со мной, и особенно с мамой. Я вообще не представляю, как бы он жил без нее.
— Как они встретили друг друга?
— Папа выступал в школьной самодеятельности, и однажды их пригласили на ‘гастроли’ в соседнюю 41-ю школу. Вот как папа вспоминал об этом: ‘Выхожу на сцену, выступаю и вдруг обращаю внимание на девочку-старшеклассницу, сидящую ряду в пятнадцатом. На девочке был красного цвета берет, примечательный не только своей яркостью, но еще и тем, что в нем было проделано отверстие, а сквозь него пропущена прядь иссиня-черных волос. Я еще не знал, что девочку зовут Рома. Года полтора спустя я увидел ее на Невском. Узнал мгновенно. Она шла мимо меня. Шла так, как будто все должны уступать ей дорогу. Мне захотелось заговорить с ней, но я не решился.
Прошло еще три года. Я уже учился на последнем курсе института. Однажды прихожу в нашу студенческую столовую, становлюсь в очередь. Кто-то встал за мной. Вначале я не замечаю, кто это. Но вдруг словно почувствовал что-то. Оборачиваюсь — за мной стоит она. Она заговорила первой, и этот разговор я помню слово в слово.
— Как хорошо, что вы тоже учитесь здесь.
Я после паузы:
— Что вы делаете сегодня вечером?
— Ничего.
— Пойдемте в кино.
— Пойдемте…
В тот же вечер мы встретились у кинотеатра ‘Гранд-Палас’. Что мы смотрели? Бог его знает. Я все время смотрел на нее. Как только начался сеанс, я наклонился к ней и прошептал:
— Выходите за меня замуж’.
Через несколько дней мама ответила согласием, но поженились они значительно позже — против студенческого брака были категорически настроены ее родители.
— Как Аркадий Исаакович называл вашу маму дома?
— Ромочка или Ромашка. Мы с Костей говорили ‘мамочка’ или ‘мамулька’, а я еще звала ее ‘мамулявка’. Мама была красавицей. Очень яркая, талантливая, веселая, глубоко образованная. Она знала массу историй, анекдотов, и даже Ираклий Андроников, приходя к родителям в гости, всегда говорил: ‘Ромочка — прекрасный рассказчик, мне лучше помолчать’. У нее был и литературный талант, отмеченный многими критиками, но времени писать не хватало. Она играла в театре, была папиным секретарем и буквально не отходила от телефона. Я говорила: ‘Мама, ты — как коза на веревочке. Нельзя же так, надо делать перерывы’. Я ненавидела телефон и до сих пор смотрю на него, как на врага, потому что он всю жизнь отнимал у меня маму.
— Вашего отца постоянно окружали красивые актрисы, поклонницы… Мама не ревновала?
— Были моменты, когда я понимала, что маме тяжело, обидно, больно. Но что сделать, се ля ви, как говорят французы. Она была очень мудрой женщиной. Случались критические периоды, которые стоили ей большого здоровья, но приходилось терпеть и переживать. Она очень любила папу, поэтому бросила ему под ноги всю свою жизнь, все свои таланты. Она понимала, кто такой Райкин. Ведь почему часто два талантливых человека не уживаются вместе? Обязательно кто-то должен пожертвовать собой ради совместной жизни и любви. А это не каждый может. Безусловно, папа был благодарен ей. Особенно это проявилось, когда мама заболела. Папа ухаживал, был с ней очень нежен и внимателен.
Роли в театре
|
|
Ссылки
- Фотоальбом семьи Райкиных
- https://www.chayka.org/article.php?id=1087
- Знай наших. Центральный Еврейский Ресурс
- Екатерина Райкина: Не успела проститься с отцом. Аргументы и факты. Автор Татьяна БОГДАНОВА.
- Корифеи: Екатерина Райкина
- Екатерина Райкина о Райкиных. Журнал «Чайка». Автор Владимир Нузов
- Звёздная родня
Уведомление
: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в https://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Источник — «https://www.jearc.info/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0»
Категории: Википедия:Статьи с ручной викификацией дат в карточке | Персоналии по алфавиту | Википедия:Статьи о кинематографистах без портретов | Актёры по алфавиту
Скрытая категория: Статьи из Википедии
Фильмография
- 1962 — Западня
- 1962 — Свадебное путешествие
- 1962 — Мой белый город
- 1962 — Юность отцов
- 1963 — Короткие истории — Ванга
- 1963 — Три тетради
- 1967 — Софья Перовская — Хеся Гельфман
- 1974 — Миллионерша
- 1976 — Дамы и гусары
- 1976 — Когда-то в Калифорнии (телеспектакль)
- 1979 — Кот в сапогах — принцесса
- 1980 — Благочестивая Марта — донья Инес, тётя доньи Марты
- 1987 — Клуб женщин — Женя
Сын Константин Райкин и внучка Полина
Константин Райкин появился на свет в 1950 году, через 12 лет после сестры. За эти годы произошло столько событий, что жизнь стала совсем иной. Это наложило свой отпечаток на отношение родителей к позднему ребенку: и отец, и мама в нем не чаяли души.
Рождение сына вернуло в отношения супругов былую яркость, словно омолодило их обоих.
Никто не сомневался, что Константин продолжит творческую династию. Так и получилось: он стал актером, режиссером, а после ухода отца возглавил созданный им театр “Сатирикон”, которым руководит и сейчас.
Семья Райкиных: Екатерина, Руфь Марковна, Аркадий Исаакович, Константин.
В личной жизни Константина Райкина, как и у его сестры, немало крутых поворотов.
Екатерина и Константин Райкины.
Екатерина и Константин Райкины.
Впервые женился Константин Аркадьевич довольно поздно: в 27 лет. Его избранницей стала выпускница Театральной школы Олега Табакова и студентка режиссерского факультета ГИТИСа Елена Курицына.
raykiny.jpg
— Да, она была одарена многими талантами! Это была, во-первых, красивая женщина, в которую папа влюбился с первого взгляда и тут же сделал ей предложение. Рома, Руфь Марковна Иоффе, — литературный и сценический псевдоним Р.Рома — была яркая, характерная актриса, умница, настоящая интеллектуалка. Близкие называли ее Ромочка, Рома. Мама была энциклопедически образованна, у нее был несомненный литературный дар и безупречный вкус. Она не успела написать книгу о своем муже, но то, что написала, было опубликовано в самых престижных периодических изданиях: в “Новом мире”, “Знамени”, “Юности”. И в “Пионере”! Hа детские рассказы ее вдохновил сын Костя, который младше меня на целых 12 лет. В 17 лет я уехала в Москву, а Костя остался с родителями в Ленинграде.
— С вами случилась какая-то жуткая история: вы чуть не погибли от голода в “Ташкенте — городе хлебном…”
— Начало войны застало нас в Ленинграде. Мама позвонила Михаилу Михайловичу Зощенко, который находился на даче и не знал, что началась война. Мама спросила у него совета: что делать со мной, потому что она с папой должна ехать на фронт. Михаил Михайлович предложил отправить меня с детским садиком союза писателей Ленинграда в Гаврилов Ям, что в Ярославской области.
Я в этой самой Яме тут же начала болеть, ужасно страдала, рыдала, отказывалась есть. Телеграммой вызвали родителей, мама примчалась первая, следом прилетел папа. При нем, помню, был лишь маленький чемоданчик, в котором лежали только грим и подворотничок — папа полагал, что где-то еще сможет выступить. Едва они приехали ко мне, как вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. То есть я невольно спасла их, они могли погибнуть в блокаде.
katya i kostya.jpg
Меня привезли в Москву, стали думать, что со мной делать — не брать же трехлетнего ребенка на фронт! В гостинице “Москва” к родителям подошла какая-то женщина и говорит: “Оставьте мне Катеньку, я из Ташкента, у меня там дом, сад, фрукты, вы будете что-то присылать дочке, все будет в порядке”. И папа с мамой со спокойной душой молодых людей отправили меня с этой теткой в Ташкент. Что же оказалось на самом деле? Выяснилось, что эта женщина в п одполе прячет трех дезертиров: мужа и двух взрослых сыновей. Ей нужны были деньги, пайки, которые и присылали родители! А я жила в свинарнике вместе с поросенком Борькой. Меня почти не кормили, я ходила вдоль арыков, собирала огрызки и объедки, бродила по трамвайным путям — в трамваях возили зерно на элеватор, я собирала то, что просыпалось на землю. Папе удалось вызволить (когда открылась “Дорога жизни”) из кольца блокады свою маму с двумя младшими детьми, они приехали в Ташкент, увидели меня и ужаснулись. Папина сестра, моя тетка, рассказывала мне: “Когда мы увидели тебя, подумали: ты можешь сегодня — завтра умереть”.
Меня выходили, война окончилась, мы вернулись в Ленинград, я пошла в школу.
— В каком возрасте вы решили, что пойдете по стопам родителей?
— В 12 лет. История такова. В Ленинграде проходили гастроли Вахтанговского театра. Привезли пьесу “Отверженные”, в которой Козетту играла московская девочка и которую родители в Ленинград не отпустили. Меня через Николая Павловича Акимова пригласили на эту роль, я, конечно, помчалась. И полюбила театр, актеров, и меня тоже очень полюбили, приняли в свой коллектив. То есть в театр имени Вахтангова я пришла в 12 лет (смеется)! Рубен Николаевич Симонов по окончании гастролей сказал: “Катя, приходи к нам в училище, потом мы возьмем тебя в театр”. Так оно и получилось.
— Вы мамина или папина дочка, Катя? Что у кого взяли?
— Я очень здорово “помешанная” (смеется). Иногда нахожу в себе яркие мамины черты, иногда замечаю: нет, это папа! В классе 5-м от своих подружек я услышала такую сентенцию: “Катька, а ты ведь приемная дочка — ни на кого из родителей не похожа!” Боже, что со мной было! Я еле дождалась, когда родители приехали с гастролей, в слезах бросилась к ним с упреками: как вам не стыдно, вы меня обманули, вы не мои родители и тому подобное. Мама была в шоке, со слезами стала меня уверять, что я их дочь. Но я действительно не похожа ни на маму, ни на папу, скорее — на свою бабушку, мамину маму.
ekaterina_Raikina.jpg
Екатерина Райкина, Заслуженная артистка РФ. Окончила Театральное училище им. Щукина в 1959 г. В том же году принята в труппу театра им. Евг. Вахтангова. Роли в театре: Фани (“Ангела”), Катя (“Много ли человеку надо?!”), Майя (“Иркутская история”), Катя (“Двенадцатый час”), Софья (“Дамы и гусары”), Зелима (“Принцесса Турандот”), Полли (“Миллионерша”), Паша, Катя (“Идиот”), Поводырка (“Виринея”), Люсиль (“Мещанин во дворянстве”), Ира (“Антоний и Клеопатра”), Ниночка (“Из жизни деловой женщины”), 3-й критик (“Театральная фантазия”), Татти (“Неоконченный диалог”), Ксения (“Чем люди живы”), Жонка (“Степан Разин”) и др. Роли в кино: “Западня”, 1962 г., “Свадебное путешествие”, 1962 г., “Мой белый город”, 1962 г., “Юность отцов”, 1962 г., “Три тетради”, 1963 г.
— Начнем, Катя, с сегодняшнего дня. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему вы оказались в Монреале?
— Мой приятель, замечательный артист Александр Дик уже играл в нескольких спектаклях театра имени Варпаховского, который базируется в Монреале. Видимо, он и рассказал обо мне создателям и руководителям театра — Григорию Зискину и Анне Варпаховской. И однажды, будучи в Москве, Анечка позвонила мне и предложила поработать с ними. А я не то, что хотела, я просто мечтала, жаждала работы, страдая без нее…
Мне прислали пьесу “Бабье лето”, я влюбилась в нее, в свою роль, прилетела в Монреаль, где и начались репетиции. У нас прекрасный небольшой коллектив, мы интенсивно работаем, поскольку за месяц должны приготовить спектакль. Мы в России к этому не привыкли, наши государственные театры так не работают: мы над каждой пьесой трудимся с прохладцей, месяца три-четыре, а то и полгода. Есть режиссеры, которые вообще превращают театр в лабораторию, такие, как Анатолий Васильев, например. Он года три работал над двумя спектаклями: “Серсо” и “Взрослая дочь молодого человека”. Словом, так быстро, как на Западе, в России не работают. Я впервые попала в такую экстремальную ситуацию (смеется).
— А что все-таки происходит сейчас в вашей альма-матер — театре имени Вахтангова? Я читал, что художественный руководитель театра, Михаил Александрович Ульянов, болен. Это сказывается на делах театра? Или не только это?
— Мне очень повезло, что когда-то я вошла в здоровый, живой театр, в прекрасную труппу. Я видела и партнерствовала с такими великими актерами, как Николай Гриценко, Михаил Астангов, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев… К сожалению, Михаил Александрович уже не может работать в театре. Я очень его люблю — и как актера, и как человека, мы много играли с ним, партнерствовали, а теперь я смотрю на него просто со слезами. У него, художественного руководителя театра, не осталось сил. Поэтому в театре, несмотря на наличие прекрасных актеров, полный разброд. Театр принимает молодых актеров, но растут они, как грибы: сами по себе, без руководителя, который бы воспитывал в них вкус, прививал вахтанговские традиции. Я считаю, что режиссура Романа Виктюка, при всем ее своеобразии, все-таки вне вахтанговской эстетики. Еще один режиссер — Владимир Мирзоев — тоже совершенно не наш. В общем, повторяю, в театре — полный разброд. Спектакли, в которых я играла, сняты, а нового для меня ничего нет. То есть выходить на сцену в тех спектаклях, которые идут сейчас в Вахтанговском театре, мне не хочется.
— Вы родились в театральной семье. Ну, об Аркадии Исааковиче знают миллионы, несколько слов о маме, которая была женщиной выдающейся, правильно?