Юрий Клинских — Юрий Хой
Притягательный беспечностью и разухабистостью советский панк Юрий Хой оставался простым воронежским парнем, несмотря на настигшую известность. Загадка смерти, метания души между двумя любимыми женщинами, мистический подтекст песен — все это грани жизни талантливого певца и автора песен о российском быте.
Рождение идола 90-х
Юрий Николаевич Клинских (псевдоним — Юрий Хой), биография которого очень интересна, родился 27.07.1964. Произошло это в Воронеже. Школьные года будущего певца прошли с семиструнной гитарой, с которой он проводил больше времени, чем с учебниками. Соответственно, отличником или хорошистом Юрия назвать было нельзя.
Несмотря на то что Юра рос в обычной рабочей советской семье, он выбрал для себя неформальный образ и стиль жизни, не слишком понимаемый в то время. Однако это не повлияло на развитие специфического литературного склада его ума. Юрий самостоятельно писал тексты для своих песен. Его стихи затрагивали запретные темы, на которые многие из его соотечественников даже и говорить стеснялись.
Младшая дочь
Лилия родилась когда Хою был 31 год, а когда ее известный отец ушел из жизни ей было всего пять лет. Девушка унаследовала от отца музыкальный талант, с детства занимается творчеством, с ранних лет напевала песни своего папы.
В прошлом году дочь Клинских окончила университет, сейчас работает в банке, в своем родном городе Воронеже. Лиле 25 лет, она не замужем, детей нет.
Поиск своего Я
После службы в вооружённых силах он некоторое время работал сотрудником ГИБДД, но, не найдя себя в этом деле, ушёл на завод. В конце 80-х в Воронеже открылся первый рок-клуб. Он располагался в промышленной зоне города, вдалеке от центра. Первое время певец выступал сольно, без присутствия на сцене посторонних лиц. Пел он свои собственные песни. В 1987 году Юрий Клинских создаёт свою группу и называет её в честь этой зоны города – «Сектор Газа». Первое выступление коллектива состоялось 5 декабря того же года.
«Сектор газа»
Устроившись работать фрезеровщиком на , Клинских пришел в открывшийся в Воронеже рок-клуб. Посмотрев на самодеятельные коллективы, он решил, что его песни вполне могут конкурировать с тем, о чем поют другие. Поначалу он участвовал в сольных выступлениях, написал несколько жестких, ритмичных композиций, которые резко отличались от репертуара других исполнителей. В их числе – «Колхозный панк» («Из колхозной молодежи панковал один лишь я…»), с которым он выступал сольно и имел небывалый успех.
Группа «Сектор газа»
Клинских решился на отчаянный шаг – продал мотоцикл и записал сразу два альбома: «Зловещих мертвецов» и «Ядрену Вошь». Отправил их в Москву, где тираж раскупили мгновенно. После этого Юрий основал собственный коллектив, названный так же, как один из районов его любимого города – «Сектор Газа». Район этот славился экологическим неблагополучием и повышенным криминогенным уровнем. В 1988 году была сформирована команда: басистом стал Сергей Тупикин, барабанщиком Александр Якушев, а солистом и неизменным лидером – Юрий Хой.
Псевдоним Хой Юрий взял из-за аналогичного приветствия, которым начинал выступления
Слава и популярность
Первые 2-3 года молодой коллектив не был популярен и выступал на разогреве рок-групп, приезжающих в город. Постепенно, прямо пропорционально падению гласности в уже начавшей разваливаться стране, матерные песни стали более популярны и доступны для обычного слушателя. Население наконец-то получило доступ к запретным ранее темам. Таким образом, в московских киосках появились пиратские записи группы «Сектор Газа». Юрий Хой и его коллектив, правда, прибыли не имели никакой.
Популярность группа получила только после выпуска третьего и четвёртого альбомов – «Зловещие мертвецы», «Ядрёна вошь». Через год, после того как Юрий Клинских отправил через своего друга записи песен в Москву, он получает ответ и приглашение от звукозаписывающей студии «Мир».
Два предыдущих альбома были переизданы и выпущены на кассетах и пластинках. «Сектор Газа» начинает сотрудничать с первой в СССР коммерческой звукозаписывающей . В 1994 году летом группа выпускает очередной шедевр, поразивший многих своим стилем. Им стала панк-опера «Кощей Бессмертный». В дальнейших планах Юрия было сделать видеоверсию этого альбома. Но скоропостижная смерть не дала ему осуществить задуманное.
Середина 90-х считается расцветом популярности коллектива. Но это не приносит музыкантам больших заработков. Большая часть их творчества продаётся в перезаписи на пиратском рынке. Популярность группы подтверждается многочисленными гастролями по многим городам России и странам содружества.
Юра Клинских меняет свой имидж. Косуха, футболка и джинсы меняются на дорогой костюм и отглаженную рубашку. В творчестве тоже присутствуют определённые изменения: нецензурной лексики становится меньше, тексты песен затрагивают более серьёзные темы и менее скандальные. Но это не особенно влияет на популярность группы. Тем не менее альбом «Газовая атака» стал самым продаваемым из всех ранее изданных.
ТУТ ЗАБАВНО
«Жить, наверное, лучше, не имея ничего… Ты становишься свободен, как зверь, как птица… Небо… Много времени на творчество…» Юрий Клинских.
Музыкант, поэт, композитор, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа».
Юрий Клинских родился 27 июля 1964 года в Воронеже.
Его мама Мария Кузьминична была домохозяйкой, а отец Николай Митрофанович Клинских — инженером, работавшим на Воронежском авиазаводе. Юрий был не единственным сыном четы Клинских, у него было двое старших братьев. Юрий с детства рос смышлёным и любознательным мальчиком, интересуясь всем, что мог увидеть. В школе Юрий ни чем особенным не выделялся, учился на тройки и носил домой «неуды» за поведение. В его аттестате о среднем образовании была одна единственная четвёрка по труду. Юрий часто не ходил на первые уроки, при этом допоздна засиживался дома с книжками. Он был честен и старался никогда не врать.
Старшие братья с юного возраста приобщили Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Все три брата помимо советской музыки слушали группы The Beatles и Deep Purplе — сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец приучил младшего сына к поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Он и сам всю жизнь писал стихи, публиковался, но без особого успеха. Данные Николаем Митрофановичем уроки позже проявились в разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».
Если со слогом Юре помог отец, то с содержанием помогали каникулы в деревне, куда Юрий нередко уезжал на целое лето. Другим источником вдохновения для Юрия стали фильмы ужасов – сначала советские, такие как «Вий», потом – любые, которые можно было достать на кассетах. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе и тогда же сложил свои первые песни.
После окончания школы и учебы в ДОСААФ, где Юрий получил водительские права, Юрий был призван в армию в танковые войска.
Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Незадолго до службы в армии он познакомился со своей будущей женой Галиной. Без особых происшествий Юрий отслужил в Благовещенске водителем танка и в 1984 году демобилизовался.
После армии Юрий пошел работать в ГАИ, но в милиции не прижился. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», — говорил позже Юрий. Сам он всегда любил скорость и машины, старался не штрафовать немного превысивших скорость водителей, жалел людей из сёл. При этом не любил лебезить перед начальством. Однажды Юрий остановил мэра Воронежа, ехавшего на красный свет. А на вопрос: «Знаешь, кто я?», — ответил, что, знать не хочет. В другой раз он остановил важного священника, и за оба этих раза нажил себе неприятности. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в работы в милиции были для него настоящей каторгой.
Последние несколько месяцев своей службы в органах внутренних дел Юрий служил во вневедомственной охране, считая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, снял с себя форму, бросил на пол и стать топтать ее ногами. Покончив с плохой, по его мнению, работой, Юрий работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он писал песни и играл на гитаре. Он купил «Волгу» и чуть было не разбился на ней на московской трассе где-то под Тулой. Восстановленный после аварии автомобиль Юрий продал, и после этого от отечественных марок автомобилей старался держаться подальше. Среди его следующих автомобилей был красный дизельный VolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.
В свободное от подработок время Юрий смотрел мистические фильмы или фильмы ужасов, играл на бильярде и занимался музыкой. В период с 1981-го по 1985 год он записал на магнитофон акустический альбом «Проходят годы словно миг…». А когда в Воронеже открылся рок-клуб, Юрий сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 году он впервые сыграл несколько песен, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юрий позже рассказывал – ему не нравилась бедность тем самодеятельных коллективов и он решил обогатить рок-клуб своим участием. «Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло…», — рассказывал позже Юрий.
Юрий пел в клубе сольно или приглашал кого-то. 5 декабря 1987 года он собрал первый состав своего «Сектора Газа» и спел песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник» и «Колхозный панк» на сцене рок-клуба. «Панком никогда себя не считал…», — при этом говорил Юрий.
Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му» и «Дети». Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так называли промышленную зону с большим количеством заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. В общем, придумать название своей команде Юрию было просто. По его словам, это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a». В дальнейшем состав «Сектора Газа» за все время своего существования претерпел многие изменения, но солист и лидер группы всегда оставался один: Юрий Хой подбирал людей под себя.
Через два года, к 1989 году, группа записала два «кассетных» альбома — «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданный в 1990 году.
Многие произведения, особенно из ранних песен, были для Юрия автобиографичны. Песни «Ява» и «Мент» были написаны после выхода Юрия из вытрезвителя, а песни «Ядрёна вошь» и «Взял вину на себя» были посвящены брату. В то время сам Юрий пытался «развести» себя и «лирического героя» — «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни были, скорее, каким-то особым способом борьбы с ними.
Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда использовали многие исполнители – от Вени Д`ркина до Егора Летова, позаимствовав то ли из Oi! музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юрий Клинских. «Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!», — говорил Веня Д`ркин. Как говорил сам Юрий: «Хой» — просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) — случайность». Однако в последние годы жизни Юрий стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».
После успеха альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, начались выступления группы на разных тусовках, но Юрию это быстро надоело. «Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить», — говорил в интервью Юрий Хой.
В Москву – «развратный город наглой молодёжи» Юрий переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издавал один из первых российских лейблов — «Gala Records». У Юрия начались легальные концерты, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юрий не любил «светиться» и сознательно поддерживал разрастание слухов и легенд о своей группе. Из-за гигантских продаж на кассетах его группу знали все, но большую часть звуковых носителей выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с тех процентов, которые «Gala Records» выплачивала ему после реализации прав в Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов. «Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…», — говорил Юрий.
За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами – в Беларуси, Германии, Израиле, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Украине и Эстонии. Альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Gala Records» в 1997 году.
«Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы в 1991 и 1993 году – уже на компакт-дисках и неизменных кассетах. В 1991 году на своём концерте в Москве Юрий познакомился с Ольгой Самариной, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины.
Популярность группы «Сектор Газа» росла очень быстро. Известно, что от песен «Сектора Газа» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный Хой «отвечал взаимностью» лидеру ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!».
Известно, что Юрий хотел сыграть в концерте с группами ДДТ или «Алиса», но его не звали, а сам он не напрашивался. В 1994 году им была записана панк-опера «Кащей бессмертный», представлявшая собой трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers и Ace Of Base. К этой «сказке» планировалось создание видеоряда, но этому помешала смерть Юрия. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».
Хоем был снят клип на песню «Туман» — с черно-белой хроникой российских войн. Всего у «Сектора Газа» вышло 4 клипа. Пятый клип на песню «Ночь страха» не был закончен из-за смерти певца.
В конце 1990-х годов «Сектор Газа» выпустил ряд техно-ремиксов с участием воронежского DJ Крота. В последние годы жизни Юрий решил изменить имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок в его гардеробе появились чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка слушателям был предложен «клёвый тяжеляк» последнего альбома. «Я все время стремился к тяжелому звуку», — говорил Юрий Хой.
К концу 1990-х годов друзья стали подозревать у него сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагали друзья, его спутница Ольга была наркоманкой. «Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал — и хватит», — говорил Юрий Хой.
В 2000 году Юрий был полон самых радужных планов. Он три года вынашивал концепцию нового альбома, который изначально должен был называться «Бедный Юрик». В 1998 году Юрий изменил название на «Восставший из ада», решив сделать полностью мистический рэповый альбом, работу над которым Юрий закончил в июне 2000 года. Но его релиза так и не дождался.
К выходу этого тринадцатого по счету альбома Хой планировал снять видеоклип. У него появились спонсоры, готовые вложить в рекламу значительные ресурсы. 4 июля 2000 года он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии Art-Prize. Оператор Олег Золотарёв в эфире программы «Башня» на РТР осенью 2000 года вспоминал о совместной работе над клипом «Ночь страха»: «Вот уже в июне-месяце он мне позвонил, сказал, что будем срочно, срочно будем снимать клип. 22 июня первый раз начали снимать. Последний раз съёмка назначена была как раз на день его смерти. Мы на четыре часа договорились, дня. Я сидел его ждал. Ждал, ждал, ждал… Вместо него позвонил Андрей Дельцов, сказал, что Юры больше нет».
4 июля съёмка была запланирована на 16 часов, в ней должны были принять участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина. До съёмок им необходимо было посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствовал себя неважно, он был бледен, лоб покрывался испариной, он не мог понять, что с ним происходит, но выпив таблетку аспирина, все равно решил ехать.
В 11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина вышли из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе. На автомобиле они направились к гримёру, встреча с которым была назначена на 12:00. В 11:40 в дороге Юрий чувствовал себя все хуже и хуже, и решил изменить маршрут. Он свернул на улицу Барнаульскую, где в частном секторе жил его знакомый Андрей Ксенз. Хой зашел к нему в дом и сразу лег на диван, не в силах стоять на ногах. Его мучила сильная боль в левом боку и животе. Ольга находилась рядом. Вскоре она вышла в другую комнату за сигаретами, и там услышала грохот – это Юрий упал на пол, потеряв сознание.
Ольга и хозяин дома безуспешно пытались вернуть Хоя к жизни, делая ему искусственное дыхание. Они пытались вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказывались записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона. С пятого раза Самариной всё же удалось передать адрес. Она выбежала на улицу встречать «скорую». В это время Юрий умер.
В дальнейшем в официальных медицинских документах было записано: «Скоропостижная смерть». Что же касается неофициальной версии, то их было множество. Точно можно сказать лишь то, что Юрия убил его образ жизни, бешеные гастроли, работа на износ — в последние 10 лет на концертах Хой всегда выкладывался до конца и никогда не следил за своим здоровьем. Не могли не сказаться и последствия бурной молодости: «С 23 лет я не помню себя трезвым и дня», — примерно так охарактеризовал Хой свою молодость.
В память о Юрии Клинских была создана документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня». А в июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.
В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержала воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских. В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группы «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев («НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие группы. 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.
27 июля 2014 года к пятидесятой годовщине со дня рождения Юрия Клинских был установлен памятник в виде скульптуры во весь рост, а также был проведен фестиваль памяти Юрия Хоя.
Творчество
Несмотря на то что Юрий Хой не имел музыкального образования, коллектив под его руководством достиг небывалого пика популярности и выпустил 13 студийных альбомов, которые можно послушать в настоящее время. Причём некоторые фрагменты его стихов стали настоящими и полноценными цитатами, встречающимися в обычной жизни, например:
Доблестная, честная и сердцу дорогая,
Госавтоинспекция, ты нам как мать родная.
Содержание
- 1 Биография 1.1 Юность и начало карьеры
- 1.2 Образ и стиль
- 1.3 Творчество
- 1.4 Смерть
2 Семья и личная жизнь3 Факты о музыканте4 Дискография
4.2 В группе4.3 Прочие записи5 Память
5.2 Книги5.3 Музыка5.4 Памятники6 Примечания7 Литература
7.2 Песенники7.3 Статьи8 Ссылки
Личная жизнь
Юрий Хой, причина смерти которого для многих остаётся неразгаданной, родился в обычной рабочей семье. Родители трудились на Воронежском сталелитейном заводе. Несмотря на свой образ борца за свободу слова и неформала, он был женат и имел двух дочерей, Ирину и Лилию.
С будущей супругой, Галиной, Юрий познакомился ещё до армии. После демобилизации они сыграли свадьбу. Хотя с 1991 года после знакомства с Ольгой Самариной у певца и начался бурный роман, он не ушёл из семьи. Но тем не менее свои отношения с любовницей Юрий не скрывал. По словам общих знакомых, именно она и привлекла Хоя к наркотикам.
Взрослая жизнь
В 1984 году наш герой вернулся на «гражданку». Юрий не собирался сидеть на шее у родителей. Он устроился на службу в ГАИ. Автоинспектор из него получился строгий и справедливый. Только вот зарплата была невысокой. Поэтому через год Юра перешел на работу во вневедомственную охрану. Хотя и там парень надолго не задержался. В последующие годы он освоил такие профессии, как грузчик, фрезеровщик и оператор станка с ЧПУ. Вскоре наш герой понял, что главным его призванием является сцена.
Смерть поэта
Скорая помощь, приехавшая на вызов, зафиксировала скончавшегося молодого человека: девушка, находящаяся рядом, называла его по имени – Юрий Хой. Причина смерти была для многих неприемлемой. Никогда не имевший проблем с сердцем, певец умер от сердечного приступа.
Второй вариант того, от чего умер Юрий Хой – это наркозависимость и алкоголизм, которые в совокупности медленно, но верно убивали молодого талантливого парня. Но эта версия является неофициальной. Всем родным и знакомым певец говорил, что с наркотиками уже завязал.
Из официальных документов ничего кроме того, что в его крови был обнаружен гепатит С, неизвестно. Милицией отдельного расследования не проводилось, так как врачебное заключение зафиксировало обычную смерть без следов криминала.
Подарок родителям
СВАДЕБНОЕ ФОТО: Галина была единственной женой Юрия |
Наследство Юрий оставил небольшое: автомобиль «дэу нексия» и квартира в Воронеже, в которой жили его родители. Эту «двушку» Юрий оформил на себя. Дескать, мало ли что с родителями случится — люди пожилые… В 4-комнатной квартире, где прошло детство музыканта и раньше жили его отец и мать, поселились жена Галина с дочками. — Мы с Колей, Юриным папой, ныне покойным, из той 4-комнатной давно съехали, — рассказала нам мама музыканта Мария Кузьминична. — С невесткой мы не очень-то ладили, да и зачем мешать молодым? В последние годы Юра там редко появлялся. Заезжал лишь, чтобы с дочками повидаться. Они с Галиной-то как семья давно не жили. Юра пропадал в Москве с Олей, а у Гали, говорят, в Воронеже тоже какой-то ухажер завелся. Сама его не видела, но соседки доносили. Спрашиваете, как мне сейчас живется? Давление вот постоянно скачет, операцию на глазу недавно сделала, деньжонок вот — 18 тысяч — скопила. Я Гале постоянно говорю: «Давай я выпишусь из своей 4-комнатной квартиры, где вы живете с девочками, а эта пусть на меня будет записана». Она не соглашается. Мол, я отпишу ее не ей, а каким-то другим людям. И ту, и эту хочет заполучить, а меня, старого человека, без жилья оставить! Юра ведь всегда твердил: «Родители, эта квартира ваша. Вас никто из нее не выгонит». А вот оно как вышло — после его смерти выделили всем по определенной доле! В 2-комнатной этой, где я живу, сын только прописан был, а теперь, значит, никто. А в той 4-комнатной — я, дочки Юрины и жена его Галя.
ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ «СЕКТОРА…» В ГЕРМАНИИ: клавишник Игорь Аникеев (крайний справа), солист Юрий Хой (крайний справа) и гитарист Вадим Глухов (справа в нижнем ряду) с немецкими поклонниками (2000 г.) |
Я уж хотела в суд подавать. Галина ждет моей смерти, чтобы всем завладеть. Да что удивляться, она всегда выгоду искала. Помню, незадолго до смерти Юры грозила: «Вот разведусь с ним и еще больше возьму, чем сейчас имею!» А я… Даже и не знаю, что делать теперь, к кому за помощью обращаться…
«Битва экстрасенсов»
Специфические и откровенные темы, которые певец выбирал для своих песен, повлияли на дальнейшую жизнь его родственников даже после смерти Юрия. Дело в том, что на могиле, где похоронен Юрий Хой, периодически разрушается надгробный памятник. Он будто лопается пополам. Дочь певца обратилась в телевизионный проект «Битва экстрасенсов» с просьбой попытаться разобраться в этом странном вопросе.
Запись отчётов знаменитых чародеев и магов была размещена в 15 сезоне в 5 серии проекта. В ходе дискуссий был представлен один из лопнувших надгробных памятников. Некоторые экстрасенсы смогли точно указать то, что элемент, покрытый тканью, принесён в студию с кладбища. Татьяна Ларина даже перенеслась в царство мёртвых и смогла там пообщаться с усопшим. Она рассказала, что он просит у своих родственников прощения и умоляет их не винить его в безвременном уходе из жизни.
Другие утверждали, что человек, которому был установлен этот памятник, очень часто ходил по лезвию бритвы: употреблял алкоголь, принимал наркотики, выступал на своих концертах с песнями от лица мертвецов, восхваляя смерть:
…От неё не убежать,
От неё нельзя дышать.
Я возьму велосипед
И отправлюсь на тот свет.
Ну, я пошел…
К тому же смерть клавишника группы была предсказана именно магами из проекта «Битва экстрасенсов». Юрий Хой, по их словам, своими песнями навлёк зло на всех участников знаменитого коллектива, и теперь они обречены.
Старшая дочь
В 84-м году у Юрия и Галины родилась дочь Ирина. Сейчас ей 35 лет. Она окончила местный педагогический институт, но все же продолжила дело отца, занимается музыкой, выступает с концертами, участвует в музыкальных фестивалях, пишет и исполняет песни. Ирина рассказывала, что в детстве отец советовался с ней, работая над альбомами. Именно отец привил ей любовь к музыке.
Женщина внешне очень похожа на Юрия, об этом не перестают говорить поклонники Хоя. Ирина в 2015 году вышла замуж, в день свадьбы молодожены почтили память ее отца, приехав на могилу Юрия. Супруг Ирины Евгений в память о своем известном тесте взял его фамилию.
Утрата
Так от чего умер Юрий Хой? Был это гепатит С, вызванный алкоголем и наркотиками, принимаемыми ранее, или это обычный сердечный приступ? А может быть, в этом замешаны потусторонние силы? Этот вопрос до сих пор остаётся неразгаданным, ведь автор не один раз упоминал в своих стихах смерть, вампиров, вурдалаков, мертвецов, сатану, ведьм.
Свой последний альбом «Восставший из Ада» Хой практически полностью посвятил потусторонним силам. Причём родственники напоминают, что он умер, пытаясь записать последнюю песню из своего 13 альбома. Это является ещё одним загадочным фрагментом из жизни легендарного певца по имени Юрий Хой. Причина смерти человека, репертуар которого по своей популярности приравнивается к стихам Виктора Цоя, до сих пор остаётся загадкой и хранит много неясного.
Примечания
-
(неопр.) . Официальный сайт группы «Сектор Газа» (1978).
- «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю», 2001, Воспоминания родителей Юрия Клинских, с. 21.
- «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю», 2001, Воспоминания родителей Юрия Клинских, с. 22.
- Последнее интервью Юрия «Хоя» Клинских воронежскому ТВ (21.06.2000)
- Алексей Ульянов. Триумф грузчика Юры (неопр.) . Статья в Кировской газете.
- ↑ 123 Сюжет о Юрии Клинских в телепередаче «Битва экстрасенсов» (15-й сезон, 5-й выпуск) (неопр.) (недоступная ссылка). ТНТ (18 октября 2014). Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано 7 ноября 2014 года.
- Трагические подробности смерти лидера группы «СЕКТОР ГАЗА» (рус.) (недоступная ссылка). Официальный сайт. Архивировано 1 марта 2012 года.
- «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю», 2001, Сергей Гузнин (Ким), с. 85.
- «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю», 2001, Родители: Николай Митрофанович и Мария Кузьминична, с. 19.
- «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю», 2001, Воспоминания Ольги Самариной, с. 114.
- Интервью Галины Клинских (неопр.) (недоступная ссылка). Казанский фан-клуб группы Сектор Газа. Дата обращения: 7 января 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- 25 лет группе «Сектор газа» (неопр.) . Официальный сайт группы «Сектор газа» (6 декабря 2012).
- Радио МедиаМетрикс — Интересный человек. Выпуск 19. Бонифаций
- «Сектор Газа» глазами близких», 2004, «Хой и политика», с. 42.
- Фрагмент интервью Юрия Клинских в телепрограмме «Карамболь» белорусского телевидения (неопр.) (1997).
- «Сектор Газа» глазами близких», 2004, Юрию Никулину нравился «Сектор газа», с. 41—42.
- Выпуск программы «Башня» о Юрии Клинских (неопр.) (20 октября 2000).
- «Как уходили кумиры: Юрий Клинских» (неопр.) (30 июня 2006).
- Фрагмент программы «Чистосердечное признание». Звёздные вдовы» с участием Галины Клинских (неопр.) (27 марта 2007).
- Фрагмент программы «Главный герой». Мат в три ноты» (неопр.) (5 октября 2008).
- «Хой против нечистой силы»
- Дракула Хой (тизер) (неопр.) (август 2014). Дракула Хой (тизер 2) (неопр.) (апрель 2015).
- Проект полнометражного фильма ужасов по мотивам песен Юрия Хоя (неопр.) (10 октября 2014).
- Шорт-лист III-го питчинга сценарных проектов «Teamwriting Insight» (неопр.) (недоступная ссылка) (15 апреля 2017). Дата обращения: 19 мая 2017. Архивировано 11 мая 2021 года.
- Печатная версия книги «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» (неопр.) . Официальный сайт (24 июля 2017).
- Уфимские рокеры отдали дань уважения группе «Сектор Газа» (неопр.) . Сайт газеты «Комсомольская правда» (24 января 2012).
- «Сектор Газа Day» с группой «Газпром» в «Rock’s Cafe»! (неопр.) . «RockUfa.ru» (15 июля 2012).
- «25 лет группе «Сектор Газа»! Трибьют» (неопр.) . Онлайн журнал о рок-музыке (14 декабря 2012).
- Сборный трибьют-концерт «Газовая атака» в рижском клубе «Melnā Piektdiena» (неопр.) . Официальный сайт клуба (5 июля 2014).
- Концертная программа «Мне — 50!» в рок-баре «Подвал» (неопр.) . Музыкально-информационный портал Самары (26 июля 2014).
- Фрагменты выступлений некоторых участников на фестивале «памяти Юрия Хоя» (неопр.) (27 июля 2014).
- О фестивале «памяти Юрия Хоя» (неопр.) . О фестивале «памяти Юрия Хоя» (неопр.) . Официальный воронежский сайт группы «С.Г.» (28 июля 2014).
- Большой концерт памяти Юрия Хоя в клубе «Stadium Live» (Москва) (неопр.) (11 декабря 2015).
- Фестиваль «Сектор Газа: 30 лет группе» в клубе «Театръ» (Москва) (неопр.) . Страница сообщества в соцсети «ВКонтакте» (10 декабря 2017).
- СЕКТОР ГАЗА: Послесловие. Последний концерт группы «Сектор Газа» (неопр.) . sektorgaza.live . Дата обращения: 5 октября 2021.
-
(неопр.) . Официальный сайт.
- Могила лидера группы «Сектор Газа» Юрия Клинских (Хоя) на Левобережном кладбище Воронежа (кладбище «на баках») (неопр.) . Проект «Виртуальный Кореновск».
- Установка памятника Клинских Юрию Николаевичу в г. Воронеже (неопр.) . Официальный воронежский сайт группы «С.Г.».
Литература
Книги
- Тихомиров В. «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» / А. Московкин. — М.: Антао, 2001. — 304 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85929-091-8.
- Гноевой Р. «Сектор Газа» глазами близких». — М.: Антао, 2004. — 424 с. — 6000 экз. — ISBN 5-94037-043-8.
- Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2009. — С. 437—440. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
- Курбанов А. «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» / сост., ред., вступ. А. Курбанов. — М., 2015. — 222 с.
Песенники
- Клинских Ю. Н. «Последние 13 песен» / А. Московкин, А. Карпов. — М.: Леан, Антао, 2000. — 46 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-94037-001-2.
- Клинских Ю. Н. «30 песен группы «Сектор Газа» / А. Московкин, А. Карпов. — М.: Леан, Антао, 2001. — 80 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85929-041-1.
Статьи
- Осокин М. «Газовый фактор» // Гноевой Р. «Сектор Газа» глазами близких» : книга. — 2004. — С. 51—69.
- Осокин М. «Газовый фактор – II. О поэтике Юрия «Хоя» Клинских» // Официальный сайт группы «Сектор Газа». — 06.05.2007.
- Прокопенко Р. А. Начальный этап творчества группы «Сектор Газа» как энциклопедия перестроечной жизни // История современной России: проблемы, документы, факты (1985—1999) / Материалы Международной конференции, 25 ноября 2010 года: В 2 т. : сборник / Отв. ред. д. ю. н., проф. А. А. Клишас; Науч. ред. к. п. н. С. М. Попова. — М.: Московский университет и Фонд современной истории, 2011. — Т. 1. — С. 404—415. — ISBN 978-5-211-06264-1 (Изд-во МУ); ISBN 978-5-211-06265-8 (т. 1) (ФСИ). — ISSN 2218-7618.
- Шеленок М. А. Сатирическая проблематика песен Юрия (Хоя) Клинских: к постановке вопроса // Русская рок-поэзия: текст и контекст. выпуск 18. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 211—215.