Биография
Александр Константинович Котт – российский кинорежиссер и сценарист, получивший известность после выхода фильмов «Брестская крепость, «Елки-2».

Александр родился 22 февраля 1973 года в Москве. Отец работал в строительстве, мать – преподавала в школе. Мальчик появился на свет вместе с братом-близнецом Владимиром. В семье уже воспитывался старший брат. Когда Александру и Владимиру было 14 лет, мама скоропостижно скончалась, и отцу пришлось взять на себя всю ответственность за воспитание детей. В детстве Саша учился в школе эстетического воспитания при Театре на Красной Пресне. В юношеские годы увлекся фотографией.
Александр Котт и Владимир Котт
В 1990 году Александр начал работать в газете на должности фотографа, ездил в командировки в Прибалтику, выставлял собственные работы в «Галереи на Пироговке», музее ГИТИСа, Академии Культуры. Первоначально юноша поступил в институт культуры, но вскоре осознал, что хочет быть режиссером кино, и в 1994 году Саша становится студентом мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе. Во время учебы в вузе, участвовал в мастер-классах Анджея Вайды в Кракове. Брат Александра Владимир Котт принял аналогичное решение стать режиссером.
Кинодебют
В 1997 году Александр Котт, фильмы которого любимы отечественным кинозрителем, дебютирует в большом кино с короткометражкой «Фотограф». Первый авторский проект постановщика оказывается весьма успешным, его выдвинули для участия более чем в 30 международных кинофестивалях. Лента была удостоена множества наград, среди которых приз за лучший фильм, выданный Международным конгрессом киношкол СИЛЕКТ, приз жюри кинофестиваля короткометражных работ, проводимого в Кракове, спецприз жюри «Золотого витязя».
Будучи студентом ВГИКа, Александр Котт по заказу французского телеканала ARTE снимает короткометражку «Веревка» и однокадровый фильм «Путешествие». А после окончания института кинематографии режиссер создает еще один короткометражный фильм «Пугало», который также принимает участие во многих международных кинофестивалях, выигрывает Гран-при и специальные призы фестивалей, проходивших в Киеве, Гамбурге, Берлине и Провансе.
Фильмы
Первыми режиссерскими работами Александра стали однокадровый фильм «Путешествие» и короткометражка «Веревка», которые Котт создал для телеканала «ARTE» (Франция). В 1997 году молодой человек снимает картину «Фотограф». С Новой лентой о фотографе-мечтателе режиссер побывал на 30 кинофестивалях международного уровня.
Дипломной работой Котта стал фильм «Пугало». В короткометражной ленте режиссер осуществил мечту – снял кино без слов. Котту, как фотографу, всегда было интересно создание определенного видеоряда, который не нуждается в озвучивании диалогами.
Александр Котт в молодости
В 2001 году Александр завершает работу над первой полнометражной лентой «Ехали два шофера». Приключенческая комедия о послевоенном времени была тепло встречена зрителями и собрала в российском прокате $ 11 тысяч, а на кинофестивале «Киношок» Александр Константинович получил приз в номинации «Лучшая режиссура». Для актеров Павла Деревянко и Ирины Рахмановой фильм стал дебютом на большом экране.
В начале 2000-х появляются три небольших картины «Цирк», «Великан», «Список влюбленных РФ», после чего Котт приступает к съемкам 8-серийного боевика «Конвой PQ-17» повествующего о событиях 1942 года, разворачивающихся в Арктике. Сериал снят по роману В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Еще одна экранизация появляется в 2006 году: на телеэкраны выходит сериал «Печорин. Герой нашего времени» с Игорем Петренко, Юрием Колокольниковым, Авангардом Леонтьевым, Сергеем Никоненко, Эльвирой Болговой и Евгенией Лозой в главных ролях.
В конце 2000-х Котт создает киноработы «Посторонний», «Рыба», «Я покажу тебе Москву» и две короткометражки для альманахов «9 мая. Личное отношение», «Потому что это я». 2010 год стал переломным в творческой биографии Александра Котта: в прокат вышла военная кинолента «Брестская крепость», которая была признана лучшим фильмом о войне, начиная с 1985 года. Картина снималась на киностудии «Беларусьфильм» под руководством продюсеров Рубена Дишдишяна, Игоря Угольникова, Владимира Заметалина. Главные роли исполнили Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов. В российском прокате фильм собрал $ 4 миллиона.
Александр Котт
В том же году на Первом канале состоялась премьера криминальной драмы «Подсадной» с Леонидом Бичевиным, Юлией Пересильд, Андреем Феськовым, Михаилом Евлановым в главных ролях. В 2011 году на канале НТВ выходит многосерийный фильм «Москва. Центральный округ-3». В создании комедийного сериала о буднях сотрудников правоохранительных органов помимо Александра участвовал и брат-близнец Владимир Котт. На Первом канале демонстрируется очередная работа Александра – психологический детектив «Охотники за бриллиантами», через год – детективная драма-фэнтези «Обратная сторона луны».
Александр Котт с премией «Кинотавр»
Александр Котт – мастер-универсал, он одинаково убедителен в любом киножанре. С 2011 года Александр Котт становится режиссером проекта «Елки». При его участии выходят второй, третий и пятый части семейной комедии, а также кинолента «Елки 1914». Режиссер выпускает сказочную мелодраму «1001», военную драму «Третья мировая». В 2014 году фильмография постановщика пополнилась новой авторской картиной. Котт представил на кинофестивале «Кинотавр» премьеру арт-хаусной драмы «Испытание», в создании сценария которой участвовал Павел Чухрай. Кинолента получила приз в номинации «Лучшая операторская работа». Фильм был закуплен кинопрокатчиками из Франции и Японии.
Утверждение в профессии
Зрителям и критикам известны прецеденты, когда сняв одну удачную картину, режиссер просыпается на утро знаменитым. Нечто подобное произошло и в творчестве Александра Котта. Короткометражные ленты, которые снимались в студенчестве, заставили товарищей по цеху и преподавателей внимательнее присматриваться к стилю начинающего режиссера. Картина «Фотограф», 1997 года выпуска, снималась без особых претензий к признанию. Однако реальность оказалась совсем другой. С этим фильмом режиссер Котт почти тридцать раз посещал различные международные кинофестивали.
Да, короткая картина заставила кинематографическую тусовку заговорить о молодом режиссере, но для утверждения в профессии этого явно недостаточно. Очередной вклад в копилку достойных обсуждения фильмов Александр Котт сделал в 2001 году. Полнометражную ленту «Ехали два шофера» тепло встретили зрители. Многие зрители, особенно представители старшего поколения, узнавали в главном герое легендарного шофера Кольку Снегирева. Того самого, который нелепо погиб на легендарном Чуйском тракте.
Режиссер Котт постепенно, без спешки и громких анонсов работает, что называется, набивает руку. Следующим масштабным проектом стал фильм-катастрофа «Конвой PQ-17». Александр поставил перед собой нелегкую задачу. Автор романа, Валентин Пикуль, хорошо известен в России. Чтобы картина соответствовала духу и пафосу произведения, требуются особые подходы и формы выражения. По отзывам критиков и зрителей, восемь серий картины смотрятся на одном дыхании. Следующим обращением к классической литературе, стал сериал «Печорин. Герой нашего времени». Результат – убедительный.
Личная жизнь
С будущей женой Анной Цукановой Александр Котт познакомился в 1996 году на съемках эпизода юмористического альманаха «Ералаш». Анне на тот момент было всего 7 лет. В 15 лет девушка поступила в Щукинское театральное училище. Уже в таком раннем возрасте молодая актриса поняла, что влюблена в Александра.
Александр Котт с женой
В 2007 году пара стала жить вместе, а 3 июля 2008 года у молодых родился первенец Михаил. Александр и Анна не регистрировали отношения до 19 сентября 2021 года, но супруга уже изначально взяла фамилию мужа. Режиссер снимает Анну Цуканову в собственных картинах («Брестская крепость», Клуши»), но каждый раз актриса проходит пробы на общих основаниях.
Семья Александра Котта
Разница в возрасте у супругов – 16 лет. Вместе с сыном Котт и Цуканова путешествуют по миру. В аккаунте Анны в Инстаграм собраны фото, на которых запечатлены минуты совместного семейного отдыха.
20 июня 2021 года Анна Цуканова подарила мужу дочь.
В кадре – жена
Особо следует о. По всем параметрам картина заслуживает высоких оценок. Люди старшего поколения могут сравнить ее с лучшими постановками советского времени. Молодое поколение, в своем большинстве, отмалчивается. В этом контексте имеет смысл сказать несколько слов о личной жизни Александра Котта. Со своей будущей супругой режиссер познакомился в далеком 1996 году. Девочке тогда было всего семь лет. Свидание произошло на съемочной площадке. Готовился к выпуску очередной выпуск детского киножурнала «Ералаш».
С того момента прошло много лет, и Анна Цуканова поступила в Щукинское училище. Их пути вновь пересеклись. Александр как нормальный мужик и воспитанный человек поначалу не принял всерьез признание в любви от «сопливой девчонки». Разница в возрасте 16 лет – это же не шутки. Но Анна и не думала шутить. Со временем все встало на свои места. Муж и жена живут под одной крышей. В семье подрастают двое детей, сын Михаил и дочь Лея. Маститый режиссер приглашает свою жену к участию в проектах на общих основаниях. И ей это нравится.
Александр Котт сейчас
В 2021 году на Токийском кинофестивале картина «Испытание» получила приз зрительских симпатий.
Александр Котт в 2017 году
Сейчас режиссер работает над новыми проектами: фантастической картиной «Лачуга должника», исторической лентой «Союз Спасения», социальной драмой «Спитак», библейской притчей «Ной отплывает». Помимо творчества Александр Котт преподает во ВГИКе на кафедре кинорежиссуры.
Серьезный прорыв в творчестве
Настоящим прорывом в творчестве визионера считается 2010 год. В этот период в прокат выходит, возможно, самый удачный за долгие годы отечественный фильм о Великой Отечественной — «Брестская крепость», режиссером которого выступил Александр Котт. Фото эпизодов ленты моментально занимают передовицы российских СМИ, ведь картина рассказывает о героической обороне Брестской крепости в первые военные дни. Сценарий проекта был написан кинодраматургами на основании реальных исторических фактов, все персонажи имеют исторические прототипы. Фильм был высоко оценен кинокритиками и зрительской общественностью, так как авторы показали настоящий патриотизм без излишнего пафоса и пошлости.
Новейшие проекты
Следующими работами режиссера стали: исторический многосерийный детектив «Охотники за бриллиантами», отдельные новеллы в «Елках», мистические детективный сериал «Обратная сторона Луны-1,2», являющийся отечественной адаптацией британского телефильма BBC «Жизнь на Марсе».
Практически ежегодно у режиссера выходят разные работы, что свидетельствует об удивительном трудолюбии и производительности постановщика, его мастерстве умело перестраиваться между разнообразными форматами, проектами, эпохами, жанрами.
«Подвиг — это личный пример». Интервью с кинорежиссером Александром Коттом
Он учился во ВГИКе и у Анджея Вайды, участвовал в нескольких фотовыставках как фотограф и получил около 20 наград как кинематографист. В прошлом году он снял исторический фильм «Брестская крепость», а в этом… серию рекламных роликов Faberlic. Знакомьтесь: кинорежиссер Александр Котт.
Cтрана Faberlic: Александр, для вас съемка рекламных роликов Faberlic была больше коммерческим проектом или творческим?
Александр Котт: Это было действительно интересно. На самом деле, я рекламу снимал, и много… В основном, настроение таких роликов достаточно предсказуемо: это или вечно неунывающая «тетя Ася», или некая решительная красотка, соблазняющая своей внешностью. Красота на красоте, все агрессивно…
В случае с Faberlic получилась совсем другая рекламная история: девушка, читающая классические стихи — это необычно, нетупо, если хотите. Вот рождается слово, из него вырастает строчка, потом мы слышим стихи — прекрасные, такие разные, но объединенные единым удивительным целым. Нет, это не обычная реклама, это штучный товар. И потом, мне понравилось, как была поставлена задача: можно было «подсматривать» за женщинами. Мы для себя определили этот жанр как «док-бьюти»: с одной стороны красота, а с другой — документальность. Увидеть женщину в тот момент, когда никто ее не видит, когда она ведет себя естественно, не для камеры, когда она наедине с собой, — такая была задача. В этой «подсмотренности» есть музыкальная легкость и непосредственность.
Cтрана Faberlic: Вы раньше сталкивались с брендом или продукцией Faberlic? Александр Котт: Когда впервые прозвучало «Фаберлик», я понял — слово-то у меня на слуху, но с продукцией я не сталкивался. Потом мы снимали саму косметику, и я увидел, что она очень стильно и дорого выглядит — приятный сюрприз.
Cтрана Faberlic: По какому принципу искались девушки для съемок рекламных роликов? Александр Котт: У нас не было задачи снять холодно-модельных красоток. Мы искали теплые, узнаваемые лица, обаятельные. А обаяние не всегда в правильности черт…
Cтрана Faberlic: Наши женщины, наверное, этим обаянием и отличаются? И вообще, какая она, современная российская женщина?
Александр Котт: Это сложно сформулировать… Вот идешь по улице, мимо тебя проходит обычная девушка, ничего особенного… И она уже прошла, а ты вдруг оглянулся: что-то тебя в ней зацепило. В голове сложился некий образ, повеяло какой-то внутренней силой. И обязательно — теплом! Современная российская женщина — это теплое обаяние.
Знаете, когда на вечеринке собираются люди, там всегда есть девушка, которая оказывается в центре внимания. Она — яркая, эффектная. Но привлекает тебя не она, а та, которая задумчиво сидит у окна и смотрит сквозь стекло на улицу… Сначала ты смотришь на нее со спины, потом в профиль… И тебе как-то незаметно открывается ее внутренняя красота, которая привлекает гораздо больше красоты внешней. Кстати, и история наша рекламная была не о макияже как таковом — то есть, способе выглядеть красивее, а о косметике, которая делает женщину увереннее в себе, помогает раскрыть ей свою драгоценную суть. Нет там никаких «космических» губ и причесок…
Cтрана Faberlic: Александр, вы, в первую очередь, кинорежиссер… Прошел год с широкого показа «Брестской крепости» и, наверняка, вы получили новые отклики на вашу картину. Вы довольны ими?
Александр Котт: Знаете, отклики — штука своеобразная… Сразу после премьеры получаешь два их типа: либо все плохо, либо все замечательно. В этом потоке эмоций трудно разглядеть настоящую реакцию. А через год все по-другому. Приходит тебе вдруг письмо с искренними простыми словами: «Мне понравилось…» И ты понимаешь, что снежный ком откликов состоит из снежинок. Видишь каждую из них в отдельности. Это намного ценнее…
Cтрана Faberlic: А идею фильма зрители поняли, как вы думаете? Александр Котт: Думаю, да…. Идея-то простая: чтобы помнили. Чтобы знали — в нашей истории был подвиг Брестской крепости. Ведь многие сейчас не знают об этих событиях вообще ничего: со времен Великой Отечественной войны прошло почти 70 лет. Вы в курсе, что для части современных англичан Гитлер — это немецкий футболист? Да, остановить время невозможно, так или иначе, но от войны нас отделяет уже несколько поколений. Однако в какой-то момент начинает работать генетическая память. Ты не знаешь ничего о конкретных событиях, но в тебе есть ощущение сопричастности… И это чувство не может оставить тебя равнодушным.
Cтрана Faberlic: Сейчас снимается много фильмов о войне… И часто можно услышать: я этот «новодел» смотреть не буду. Это вопрос качества современного кино про войну или просто люди не любят военную тематику?
Александр Котт: Мы просто переели этого…. До фильма «В августе 44-го» (вышел в 2001 году, реж. Михаил Пташук — ред.) мы не снимали военных фильмов в течение 15 лет вообще. Причина проста: в советское время картин про войну снималось очень много. Но зритель повалил на фильм Михаила Пташука, и началось… Военное кино никто не перестанет смотреть еще, как минимум лет 50, потому что в нем — все искреннее, настоящее. Сейчас очень сложно найти что-то столь же актуальное, живое.
А в этих фильмах — гораздо больше моментов, которые тебя волнуют сильнее, чем современная жизнь. Человек попадает в экстремальную ситуацию, проходит через испытания… Вопросы силы духа и человеческой слабости, героизма, выбора. Все, чего нет сейчас — все там. С другой стороны, есть и много плохих фильмов на военную тему, увы…
Cтрана Faberlic: После «Брестской крепости», вам, наверняка, предлагали снимать и другие исторические фильмы…
Александр Котт: Да, были предложения. И много. О Сергии Радонежском предлагали снимать, о Суворове… Но я не взялся.
Cтрана Faberlic: Почему? Неужели персонажи не вдохновили?
Александр Котт: Нет, личности-то эти как раз очень вдохновляющие. Чего нельзя было сказать о сценариях. Интересный сценарий для меня — это сюжет, которому сопереживаешь, герой, чей путь «проходишь» от начала до конца, это эмоциональный опыт, если хотите, а не просто биография, не перечисление фактов.
Cтрана Faberlic: То есть, вам как режиссеру, не все равно, какое кино снимать, лишь бы оно было кассовым? Трудно двигаться против течения?
Александр Котт: Течение действительно есть. Современное полнометражное кино — это индустрия. И массовый зритель сам сделал свой выбор — ему в кино интересно развлекаться. Воспитывать —задача телевидения, которое может себе позволить распоряжаться эфирным временем за государственный счет. Да и кинорежиссеров, которые могут себе позволить снимать то, что хотят, не так много: Борис Хлебников, Алексей Герман, Андрей Звягинцев. Это право надо еще заслужить… На мой взгляд, единственное некоммерческое кино — короткометражное. Это — полностью авторское высказывание. Оно приглашает к диалогу, заставляет задуматься.
Cтрана Faberlic: А вы не думали о том, чтобы вернуться в жанр «короткометражек»?
Александр Котт: Жизнь покажет… Сейчас я принимаю участие в конкурсе сценариев проекта «Культ-бюро» как художественный руководитель Лаборатории короткометражного фильма. Это очень интересный конкурс, направленный на поддержание всех, кто желает снять яркий короткометражный фильм и громко заявить о себе в российском кинематографе. Задача сценарной Лаборатории (сценарного конкурса) — создание современных и востребованных социально-значимых киносценариев, путем поддержки талантливых сценаристов. Возрастных и территориальных ограничений нет: если вы талантливы, но в вашем родном городе не имеете возможности быть услышанным, проект даст вам шанс показать себя, сделать порт-фолио. Нам присылают заявки, и мы отбираем лучшие — в несколько туров. Авторы самых интересных сценариев потом примут участие в работе образовательной Лаборатории, их ждут встречи с кинематографистами-профессиона-лами, лекции… Что потом? Мы рассчитываем, что 10 финальных работ в итоге обретут фестивальную судьбу.
Cтрана Faberlic: Подвиг в наши дни — что это такое? Если не брать ситуацию военных конфликтов…
Александр Котт: Это недавний поступок комбата Сергея Солнечникова, который закрыл собой гранату и тем самым спас солдат-срочников от смерти в Амурской области. Почему он так поступил? Это, в том числе, и генетическая память. Плюс родители, воспитание, много чего еще… Дай бог, чтобы не было возможности проявляться героизму таким образом. Но, как ни странно это звучит, — только война рождает героев. И все, что связано с выбором между жизнью и смертью. Если мы имеем в виду мирный контекст — между жизнью и смертью духовной. Здесь гражданская позиция имеет большое значение. Сейчас подвиг — это поступки, связанные с совестью. Это вопрос сохранения себя, своего достоинства, вопрос честных поступков, о которых можно открыто рассказать своим детям. Личный пример — вот что сейчас подвиг.
Cтрана Faberlic: Кстати, о детях… Как объяснить тринадцатилетним пацанам, что такое «патриотизм», «любовь к родине»?
Александр Котт: Слово «патриотизм» сейчас приелось, да. Но, по-моему, имеет смысл не произносить высокие слова, а показывать хорошие примеры. Личные. Подросткам сейчас нельзя говорить: «Будь патриотичен», кроме раздражения это ничего не вызовет. Лучше взять и повезти своего сына… на Чемпионат Европы по футболу «Евро 2012» и поболеть с ним вместе за сборную нашей страны. Чтобы он ощутил себя частью чего-то единого, большого, живого. Переживание, радость за своих — это ведь тоже патриотизм. А еще патриотизм — это когда ребенок не может обходиться без своих родителей, без своей семьи. Когда он вам звонит и говорит: «Мам, я соскучился».
Cтрана Faberlic: А какое кино о войне вы бы сегодня посоветовали показать подросткам?
Александр Котт: Обязательным к просмотру считаю фильм Андрея Малюкова «Мы из будущего» (2008). Это четкий рассказ, где все показано и рассказано.
Cтрана Faberlic: Если бы вам предложили снимать кино о России — ее душе, сущности, характере, о чем была бы эта картина?
Александр Котт: Я вчера случайно посмотрел передачу Андрея Малахова «Пусть говорят»… В студию приехала деревенская семья, простые люди — мама, ее гражданский муж, бабушка, двое детей. Вокруг них сидят ослепительные адвокаты, певица какая-то, психолог, зрители и так далее… История такая: муж по пьянке зарезал одного ребенка. Ужасная трагедия! Вся деревня плакала, не только мать… Причем муж сразу признал свою вину, бегал за «Скорой помощью», когда понял, что натворил. И вот сидят в зале простые шукшинские люди, у которых кроме водки и песен под караоке, других развлечений-то и нет. И они не понимают, как отвечать на вопросы аудитории. Их просто никто не хочет услышать, попробовать понять, все злобно кричат им в лицо: «Как вас земля носит?», «вы — насекомые!» Да, у них произошла трагедия, но и относятся они к ней по-честному — как к горю. Я их не оправдываю, нет. Но ни один из сидящих в зале так и не понял или даже не попытался понять эту несчастную семью. Со своей правдой. Почему-то я подумал, что Василий Шушкин понял бы. Не оправдал бы, нет, понял! Иногда кажется, что вся наша страна такая — та, которая не в городе: простая, пьющая, искренняя, поющая караоке. Это наша страна, и это болит реально. А снимать надо о том, что болит! Текст: Наталья Бондарева. Журнал «Страна Faberlic» №38, май 2012.
