Просмотры: 539
Валерий Золотухин — знаменитый советско-русский актер театра и кино, пришел в профессию, преодолев тяжелое заболевание. Он прославился не только своими легендарными ролями, но и скандальными любовными связями, которые не скрывал от жен и журналистов. Золотухин стоял у истоков создания “Таганки” и вместе с ней пережил ее славу и падение.
Валерий Золотухин. Фото ruspekh.ru
Валерий родился в алтайском селе Быстрый Исток 21 июня 1941 года в семье председателя колхоза Сергея Илларионовича и Матрены Федосеевны Золотухиных. Артистические способности проявились у ребенка раньше, чем он начал себя осознавать: с 3-х лет мальчик “зарабатывал” пением: пел песни, услышанные от матери, за что односельчане угощали его медом и молоком.
В возрасте 6 лет он получил травму колена (упал с лестницы с высоты 2-го этажа), которая привела к развитию остеомиелита. 3 года своей жизни мальчик провел прикованным к кровати в костном туберкулезном санатории вдали от родителей. Потом начал передвигаться на костылях, от которых избавился только к выпускному классу, благодаря железной воле и огромному желанию стать актером. Но хромота осталась на всю жизнь.
Валера Золотухин с матерью. Фото 24smi.org
Биография Валерия Золотухина
Валерий Золотухин – яркий самобытный актер театра и кино, легендарный Бумбараш из одноименного фильма. Его жизнь напоминала разноцветный калейдоскоп, в котором одна картинка с молниеносной скоростью сменяет другую. В ней было место любви и изменам, дружбе и предательству, греху и благочестию – обо всем этом он писал в своих дневниках, которые опубликовал еще при жизни, не побоявшись публичного осуждения.
На фото: Валерий Золотухин
“Бумбараш” и “Ночной дозор”
Кроме театра в жизни Валерия Золотухина было кино, принесшее ему всесоюзную известность и любовь миллионов. В 1965 году прошла дебютная работа в фильме Владимира Назарова “Пакет”, ставшая мостиком с последующим “Бумбарашем”. В этой картине Золотухин буквально увел из под носа у Михаила Кононова главную роль и убедил режиссера, что сыграет ее гениально.
Так и произошло – “Бумбараш” стал визитной карточкой актера и шедевром советского кинематографа. После были такие замечательные киноработы, как фильмы “Хозяин тайги” и “Берега”, “Маленькие трагедии” и “Любовь Яровая”. Валерий Сергеевич успел сняться и в современных блокбастерах – фильмах Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор», где ему досталась роль старого вампира.
Детство и юношеские годы
Валерий появился на свет в далеком алтайском селе Быстрый Исток. На следующий день после его рождения фашисты вероломно напали на Советский Союз, и началась Великая Отечественная война. Отца на фронт не забрали – Сергей Илларионович Золотухин был председателем колхоза и головой отвечал за бесперебойную поставку провианта для нужд армии. Его супруга, Матрёна Федосеевна, тоже трудилась в колхозе и воспитывала пятерых детей, среди которых Валера был самым младшим.
Валерий Золотухин в детстве
Он рос шустрым и озорным ребенком, ни секунды не мог усидеть на месте. Поэтому, уходя на работу, мать привязывала его за ногу веревкой к крыльцу. Пока ее не было, малыш во все горло распевал частушки, а сердобольные соседи угощали его хлебом, молоком и куриными яйцами.
Валерий Золотухин с мамой
В семье все хорошо пели и играли на музыкальных инструментах. Когда Валера немного подрос, старшая сестра подарила ему гармонь, которую он практически не выпускал из рук. В семь лет с мальчиком случилась беда – он упал и получил серьезную травму колена. Врачи неправильно наложили гипс, под ним началось воспаление, которое привело к туберкулезу кости. Ребенку сделали операцию и определили в костно-туберкулезный диспансер. Два года он лежал на вытяжке, привязанный к кровати, а затем заново учился ходить.
В детстве Валерий (на фото справа) перенес тяжелую болезнь
До восьмого класса Золотухин передвигался на костылях – он сильно хромал, одна нога на шесть сантиметров была короче другой. Но парнишка упорно тренировался, пробовал бегать, прыгать и даже танцевать. К тому времени он уже твердо решил стать артистом и целенаправленно шел к своей мечте. Еще одним стимулом поскорее избавиться от хромоты был рано проснувшийся интерес к девочкам. Золотухин всегда отличался повышенной влюбчивостью и чуть ли не с пеленок был неравнодушен к женскому полу.
Родители знали, что их сын мечтает стать артистом и после окончания школы собирается в Москву. Мать даже пошила ему новые сатиновые шаровары и раздобыла дермантиновую шляпу, чтобы в столице Валера выглядел «как с иголочки». В Москве, конечно, так никто не одевался, и прохожие с удивлением разглядывали это чудо-юдо.
Валерий Золотухин в юности
Но Золотухин не обращал внимания на насмешливые взгляды –он прямым ходом отправился штурмовать ГИТИС и с первого раза поступил на отделение музыкальной комедии и оперетты. На экзаменах юноша так лихо отплясывал «Яблочко» и кадриль, что приемная комиссия даже не заметила его хромоты.
Роли в театре
На курсе с Золотухиным училась красавица Нина Шацкая, которая казалось Валерию недосягаемой. Тем не менее, у сокурсников вспыхнул роман, закончившийся свадьбой на пятом курсе.
Валерий Золотухин в молодости
В 1963 году Золотухин окончил ГИТИС и устроился в театр имени Моссовета. Но увидев спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный на сцене театра на Таганке, он решил во что бы то ни стало примкнуть к этому легендарному коллективу. Супруга Золотухина активно снималась и была хорошо известна в столичных кругах. Юрий Любимов, худрук Театра на Таганке, был не против заполучить в свою труппу такую яркую актрису, ну и, само собой, ее супруга, который показался ему достаточно интересным и перспективным артистом.
Поначалу Золотухин выглядел довольно бледно на фоне ярких и харизматичных Владимира Высоцкого, Леонида Филатова, Вениамина Смехова, Николая Губенко и остальных членов любимовской труппы. Но получив роль водоноса Ванга в столь желанном для него спектакле «Добрый человек из Сезуана», он смог раскрыться и продемонстрировать талант.
Валерий Золотухин и Юрий Любимов
Прошло немного времени, и Золотухин стал любимчиком главного режиссера. Публика тоже приняла его с восторгом, и Любимов ввел Валерия во все основные репертуарные постановки. Актер играл ключевые роли в спектаклях «Герой нашего времени» (Грушницкий), «Мать»(Андрей Находка), «Вишневый сад» (Петя Трофимов), «Мастер и Маргарита» (Мастер), «Борис Годунов» (Самозванец), «Медея» (царь Креонт) и многие другие. Заветной мечтой Золотухина оставалась роль Гамлета, но в ней блистал Владимир Высоцкий, которого уже знала и любила вся страна.
Николай Караченцов и Валерий Золотухин – ведущие «Голубого огонька» (1978)
Золотухин и Высоцкий крепко сдружились – их объединяли не только творческие интересы, но и любовь к выпивке и разгульному образу жизни. Но если Валерий мог контролировать себя во время работы и репетиций, то Владимир своими непредсказуемыми выходками доставлял немало хлопот руководству театра. Он неоднократно срывал спектакли, и Любимов решил подыскать на роль Гамлета другого актера. Но все актеры отказались, кроме Золотухина, который тут же приступил к репетициям. Узнав об этом, Высоцкий заявил, что уходит из театра. Любимов уступил, тем более режиссеру не понравилась игра Золотухина. После этого случая Высоцкий перестал даже здороваться с бывшим другом и до конца жизни считал его предателем.
Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий на сцене
После смерти легендарного барда в Театре на Таганке начались сложные времена. Власти пытались запретить ряд спектаклей, в том числе и «Владимир Высоцкий», посвященный памяти великого артиста. В итоге Любимова уволили с занимаемой должности и на его место назначили Анатолия Эфроса. Юрий Петрович уехал за границу, где продолжал работать в ведущих театрах Европы и Израиля. В 1988 году он вернулся в СССР и снова приступил к обязанностям худрука театра на Таганке.
Валерий Золотухин в спектакле «Живой» (конец 80-х)
По западному образцу Любимов решил внедрить в практику контрактную систему, которая возмутила большинство актеров. В театре произошел раскол, и часть труппы под предводительством Николая Губенко отделилась, образовав «Содружество актеров Таганки». Золотухин остался с Любимовым и стал его правой рукой.
Валерий Золотухин в спектакле «Доктор Живаго»
В 2011 году произошел еще один конфликт Любимова с труппой, после которого худрук демонстративно написал заявление об уходе и покинул театр. Его место занял Золотухин, который пробыл на этом посту до марта 2013 года, то есть до самой смерти.
Любовь к театру
После окончания школы юноша решил поступать в Москву. Он все еще неважно себя чувствовал, хромал, но двигался уже без помощи костылей. Золотухину удалось с первой попытки поступить в Государственный институт театрального искусства. В 1963 г. он получил диплом отделения музыкальной комедии.
Во время учебы Валера постоянно обманывал преподавателей, скрывал свои проблемы со здоровьем. Особенно сложно ему было в балетном классе, но даже там студент проявил стойкость характера и способности к танцам. Чтобы догнать сверстников, он тратил намного больше времени на занятия. Такие нагрузки могли вызвать обострение, но это не волновало упорного студента.
Члены приемной комиссии с первого взгляда увидели в смешном сельском пареньке комичного персонажа. Но педагоги не хотели, чтобы Золотухин остался актером одного образа. Ирина Анисимова помогла юноше раскрыть драматические грани своего таланта. Он прилежно учился, поэтому сразу же после окончания ВУЗа получил приглашение от Театра имени Моссовета.
Однажды Валерий побывал на одной из постановок Театра на Таганке. Ему захотелось непременно работать именно там, поэтому вскоре актер прошел прослушивание у Юрия Любимова. В этом заведении он остался почти на 50 лет, сыграв в многочисленных спектаклях. В их числе «Дом на набережной», «Борис Годунов», «Доктор Живаго» и «Марат и маркиз де Сад». Дебютом для артиста стали роли в пьесах «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана».
В 1989 г. Валера сыграл четыре роли в постановке «Пир во время чумы». В 2003 г. ему удалось блестяще воплотить образы известных писателей и бриколаже «До и после». Артист выступал в ролях Антона Чехова, Федора Сологуба и Иосифа Бродского. Его последними пьесами стали «Мед» и «Король умирает», вышедшие после 2010 года.
В 2003 г. актер начал руководить Молодежным театром Алтая. С 2011 года после смерти Юрия Любимова он стал руководителем Театра на Таганке. Только 5 марта 2013 Золотухин покинул этот пост из-за проблем со здоровьем. За свою карьеру он успел несколько раз появиться в спектаклях других театров: Российской армии, Луны, Антона Чехова и «Модерн». Также актер играл в постановках независимых молодежных театров.
Роли в кино
В кино визитной карточкой Золотухина стала роль Бумбараша, которую он сыграл в одноименной экранизации ранних произведений Аркадия Гайдара, вышедшей в 1971 году. Поначалу Валерий отнесся к этому предложению поверхностно – он ждал начала съемок в другой картине. Но когда его внезапно сняли с обещанной роли, Валерий снова помчался к режиссеру и уговорил его на повторные пробы.
Валерий Золотухин в роли Бумбараша
На Бумбараша уже был утвержден Михаил Кононов, однако Золотухин сделал все возможное, чтобы заполучить эту работу. Большим плюсом было то, что актер он исполнял все песни, причем делал это с таким залихватским задором, что сразу покорил съемочную группу, а после выхода картины на экраны – и многомиллионную зрительскую аудиторию. Валерий Золотухин – Песня Бумбараша «Бумбараш» – не первая картина в фильмографии Золотухина. Его кинодебют состоялся в 1965 году в военной драме «Пакет», где он предстал в образе молодого красноармейца Пети Трофимова. Затем он сыграл Женю, сына банкирши Ксидиас, в трагикомедии «Интервенция» (1967), где главную роль исполнил его друг и коллега по театру Владимир Высоцкий.
Кадр из фильма «Пакет»
Через год актеры снова встретились на съемочной площадке остросюжетного детектива «Хозяин тайги» (1968), где Золотухин перевоплотился в участкового милиционера, а Высоцкий – в бригадира сплавщиков и главного подозреваемого в преступлении. В 1971 вышло продолжение ленты «Пропажа свидетеля», но уже без Высоцкого, которого по сюжету посадили в тюрьму и еще не успели выпустить.
Кадр из фильма «Хозяин тайги»
Успех «Бумбараша» сделал из Золотухина настоящую звезду советского экрана, причем достаточно разноплановую. Образ бравого красноармейца не помешал ему в дальнейшем сыграть трогательного обманутого мужа Колю Касаткина («Единственная»), гениального Моцарта («Маленькие трагедии»), замдиректора НИИ волшебства Киврина («Чародеи»), отца вампира Кости Саушкина («Ночной дозор», «Дневной дозор») и даже Адольфа Гитлера («Приказано уничтожить! Операция „Китайская шкатулка“»).
Валерий Золотухин в фильме «Ночной дозор»
Всего в послужном списке актера около ста киноработ и больше сорока ролей в театре. За выдающиеся заслуги в отечественной культуре в 1987 году Золотухин удостоился высокого звания Народного артиста РСФСР. В гостях у Дмитрия Гордона. Валерий Золотухин
Моцарт («Маленькие трагедии»)
Личная жизнь Валерия Золотухина
Валерий Золотухин и Нина Шацкая
Поначалу их семейная жизнь складывалась довольно традиционно – молодожены поселились у родителей Нины, в 1969 году у них родился сын Денис. Шацкая и Золотухин снимались в кино и вместе играли в Театре на Таганке. Но однажды Нине на глаза попался все тот же злополучный дневник мужа, в котором он в красках описывал свои романы на стороне и даже ставил оценки своим любовницам. После этого в семейных отношениях наступило резкое охлаждение – супруги продолжали жить под одной крышей, но стали друг другу чужими людьми.
С первой женой и сыном Денисом
Нина завела служебный роман с Леонидом Филатовым и вскоре ушла к нему, забрав десятилетнего сына. А Валерий на съемках фильма «Единственная» познакомился с ассистентом режиссера Тамарой Гусевой. По традиции актер решил приударить за понравившейся девушкой, а когда замужняя Тамара отвергла его ухаживания, буквально взял ее измором. В итоге бедная жертва попалась в сети опытного искусителя и сдалась на милость победителя.
Валерий Золотухин и Тамара Гусева
Их роман продолжился и после окончания съемок, а когда Тамара забеременела, Валерий сделал ей предложение. В 1979 году родился их сын Сергей, но крепкого супружеского союза и на этот раз не получилось. Золотухин снова взялся за старое и начал изменять Тамаре направо и налево, о чем она, как и первая жена, узнала из его дневников. В отличие от Нины Шацкой, Тамара прощала мужу измены и старалась не показывать виду, как она страдает. А Золотухин продолжал гулять в свое удовольствие, пока не встретил Ирину Линдт, которая стала его последней большой любовью.
Валерий Золотухин и Ирина Линдт
Молодая актриса появилась в Театре на Таганке в 1996 году, после окончания Щукинского училища, и сразу же попала в поле зрения Золотухина. Разница в тридцать три года нисколько не смутила опытного ловеласа, и вскоре Ирина пополнила список его амурных побед. Любимов (тогда еще худрук Таганки) был невысокого мнения об актерском даровании Линдт. Но Золотухин стоял горой за свою новою пассию, выбивал ей ведущие роли и даже помог получить квартиру. Женщины Валерия Золотухина В 2004 году Ирина родила сына Ванечку, как две капли воды похожего на своего знаменитого отца. Это был осознанный шаг – актер даже собирался развестись с Тамарой и официально жениться на Ирине, но не сделал этого из-за смерти сына Сергея.
Сергей, сын Валерия Золотухина, покончил с собой
Юноша был склонен к депрессиям, играл на барабанах в альтернативной рок-группе «Мертвые дельфины» и жил обособленной замкнутой жизнью. В 28 лет он покончил с собой в своей квартире, и Золотухин не решился в такой трагической ситуации оставить без поддержки свою жену.
Иван, младший сын Валерия Золотухина
Фильмы
Кинематографическая биография Валерия Золотухина начинается в 1965-ом. Режиссёр Владимир Назаров пригласил молодого актёра в свою картину «Пакет». В этой историко-приключенческой ленте Валерию Сергеевичу досталась роль красноармейца, которому поставили задание доставить пакет Семёну Будённому.
Пускай эта работа не принесла Валерию Золотухину широкой известности, зато она оказалась неким прологом к звёздной роли – Бумбарашу. Но на пути к всесоюзной славе актёр снялся ещё в одной картине Назарова – детективе «Хозяин тайги». Роль участкового Василия принесла молодому артисту популярность. А совместная работа на съёмочной площадке вместе с другом и коллегой Владимиром Высоцким доставила огромное удовлетворение.
Спустя 3 года, в 1971-ом на экраны вышел шедевр киноискусства – «Бумбараш». Валерий Золотухин мгновенно стал звездой отечественного кинематографа. Примечательно, что Золотухину пришлось проявить хитрость и смекалку, чтобы получить звёздную роль. Ведь изначально она предназначалась не ему, а Михаилу Кононову.
Тогда Валерий Сергеевич «взял» создателей фильма своей восхитительной наглостью, заявив, что если они хотят снять просто хорошую картину, то Кононов в самый раз, но если желают заглянуть в вечность, то им нужен именно он. И это оказалось правдой. Фильм стал шедевром и визитной карточкой артиста.
Звёздным часом Золотухина критики считают 70-ые годы. Именно в этот период вышли замечательные фильмы с его участием: детектив «Пропажа свидетеля», ставший продолжением «Хозяина тайги», комедия «Берега», драмы «Каждый день доктора Калинниковой» и «О тех, кого помню и люблю». И это лишь те проекты, которые были сняты в начале 70-х.
Во второй половине 70-х вышла замечательная лента «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил». Сразу же за ней последовали картины «Любовь Яровая», «Смешные люди» и сериал «Маленькие трагедии».
В самом конце 1970-х зрители с удовольствием посмотрели новый фильм с участием любимого актёра – детектив «Предварительное расследование». А ещё зрителям запомнилась замечательная новогодняя комедия «Чародеи», где появился Золотухин.
К сожалению, 80-е и особенно 90-е оказались периодом длительного затишья в кинематографической карьере звезды. Пожалуй, единственной достойной киноработой этого периода можно назвать ретро-драму Николая Досталя «Человек с аккордеоном». В новом веке звёздный актёр вернулся на экраны. Он появился в блокбастерах «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова. Золотухин сыграл старого вампира.
Смерть и память
На протяжении жизни Золотухин редко жаловался на здоровье. Даже разменяв седьмой десяток, он оставался крепким энергичным мужчиной и легко делал стойку на голове. В 63 года он в третий раз стал отцом и чрезвычайно гордился этим фактом. Поэтому, когда в 2012 году у актера диагностировали неоперабельную опухоль мозга, для всех это стало полной неожиданностью.
Валерий Золотухин сгорел от рака мозга в считаные месяцы
До этого Валерий Сергеевич даже не жаловался на головную боль, а тут стал резко терять память, слух и зрение. Меньше чем за год Золотухин буквально сгорел от страшной болезни – 14 марта 2013 года он был введен в медикаментозную кому, а утром 30 марта скончался, так и не приходя в сознание. Валерий Золотухин. Прощание Прощание с актером, которое состоялось 2 апреля в его родном Театре на Таганке, затянулось до самого вечера. Тамаре Гусевой и Ирине Линдт пришлось смириться с присутствием друг друга. У гроба Золотухина они сидели вместе.
4 апреля гроб с телом покойного доставили на родину и поместили в храм Покрова Святой Богородицы в селе Быстрый Исток. Золотухин задумал построить этот храм еще в 1991 году – на том же месте, где стояла церковь, разрушенная в двадцатые годы его отцом. Тринадцать лет он собирал на нее деньги, перечисляя свои гонорары и привлекая спонсоров и благотворителей. В 2003 году храм был освящен и открыл свои двери для верующих. А через десять лет на его территории упокоился Валерий Золотухин, обуреваемый страстями грешник, попытавшийся таким образом вымолить себе прощение.
Церковь в селе Быстрый Исток, которую восстановил актер
Старший сын Денис не держит обиды на отца – он стал священником и старается отмолить грехи отца, чтобы его мятежная душа наконец-то обрела покой.
Денис Золотухин стал священником
Сын Иван унаследовал от отца актерские споосбности. Он играл в учебном театре Ломоносовской школы, был телеведущим, играл в кино, вместе с мамой озвучил мультфильм «Кубо. Легенда о самурае» (2016). На память об отце у него остался деревянный конь, который стоял у Валерия в гримерке. Юноша бережет его как семейную реликвию.
Иван Золотухин растет творческим человеком
Звания и награды
У актёра Золотухина большое количество наград и званий. Впервые Валерий Сергеевич был отмечен в декабре 1981 года, ему было присвоено звание Заслуженного артиста, а народным он стал 6 лет спустя.
Также в его копилке имеются всевозможные медали и ордена, в том числе ветерана труда. Кроме этого, артист признан почётным гражданином Алтайского края.